Nalogia.ru

Согласование с прокуратурой внеплановых проверок

Суть и форма внеплановой проверки

Внеплановые мероприятия контроля проводятся государственными и муниципальными контрольно-надзорными органами (ст. 10 ФЗ-294). Они способствуют предотвращению негативных последствий для граждан, окружающей среды, исторических, культурных объектов. Внеплановую проверку отличают от проводимой по плану в отношении тех же юрлиц и ИП (пост. Прав-ва №489 от 30/06/10).

Хозяйствующие субъекты проверяют внепланово в таких случаях:

  • организации (ИП) ранее выдавалась предписание об исправлении нарушений;
  • организация (ИП) обратилась с заявлением о получении лицензии, согласовании какой-либо деятельности;
  • обращения граждан в контролирующие органы;
  • требование прокуратуры о проведении проверки.

Внеплановый контроль проходит в форме документарной и выездной проверки. В первом случае органы контроля затребуют перечень документов, относящихся к предмету проверки. Предоставляются заверенные руководством копии документов. Могут потребоваться дополнительные документы. Их предоставляют в течение 10 дней после запроса (ст. 11 ФЗ-294). Запрещается требовать оригиналы или нотариально заверенные копии. Разрешается отправлять материалы электронно, с подтверждением ЭЦП.

Если при документарной проверке не выяснилось, что в уведомлении об осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности (иных подобных документах) есть неполные, ложные данные; документы не дают возможности оценить законность деятельности юрлица (ИП), комиссия выезжает на место (ст. 12 ФЗ-294).

На заметку! Проверяемая организация или ИП получает уведомление за сутки до начала проверки. При возникновении ЧС уведомление не присылается (ст. 10 ч. 16, 17 ФЗ-294).

Внеплановая проверка может проводиться и без согласия прокуратуры. Однако в наиболее серьезных случаях органы прокуратуры и проверяющие должны согласовывать эти мероприятия.

Что представляют собой внеплановые проверки?

Общий порядок проведения проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности предусмотрен ФЗ «О защите прав…» от 26 декабря 2008 № 294 (далее – ФЗ № 294). Данный нормативный акт раскрывает требования и ограничения к порядку проведения проверок различными органами власти, например, ГИТ, ФНС, и т.д.

Предусмотрена возможность проведения как плановых проверочных действий (по графику), так и внеплановых (в случаях, предусмотренных законодательством РФ). Случаи, когда может быть проведена внеплановая проверка закреплены в ст. 10 ФЗ № 294.

Основания для проведения внеплановых проверочных мероприятий следующие:

  1. Истек срок для исполнения предписания об устранении ранее допущенного и выявленного нарушения закона.
  2. Предприниматель желает получить лицензию, чтобы осуществлять какую-либо лицензируемую деятельность, и по правилам получения документа предусмотрено проведение проверочных мероприятий.
  3. Вынесено представление должностного лица гос. органа, на основании поступивших от граждан, ИП, организаций сведений различного характера. В частности, к таким сведениям можно отнести информацию о возможной угрозе причинения вреда жизни и здоровью, фауне, животным, окружающей среде, и т.д.
  4. Вынесено представление должностного лица гос. органа, на основании поступившей информации об уже свершившемся факте причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, растениям, а также о возникновении чрезвычайных ситуаций.
  5. В орган Роспотребнадзор поступили сведения о нарушении прав потребителей.
  6. В проверяющий орган поступило требование прокурора о проведении проверочных действий.
  7. Выявлено, что организации и ИП осуществляют деятельность, которая относится к определенным группам риска, что предполагает необходимость проведения внеплановых проверочных мероприятий на основании профильного законодательства, принятого в той или иной сфере.

Необходимо ли уведомление проверяемого о проверке и согласование проверочных мероприятий с прокуратурой?

При проведении внеплановых проверочных мероприятий необходимо:

  • уведомить о них проверяемых лиц;
  • согласовать проверку с органами прокуратуры.

Уведомлять организацию о предстоящей проверке необходимо, если ее причиной стало установление того обстоятельства, что юридическое лицо осуществляет деятельность, отнесенную к определенной категории риска (ст. 8.1 ФЗ № 294). Отнесение к той или иной группе риска осуществляется в зависимости от потенциально возможного вреда, который может повлечь деятельность организации или ИП.

Организация не должна быть заранее уведомлена о проверке, если проверка проводится, ввиду поступления к проверяющим сведений о:

  • причинении вреда жизни и здоровью граждан;
  • причинении ущерба животным, фауне, окружающей среде;
  • нанесении вреда памятникам истории, архитектуры;
  • причинении ущерба документам, которые хранятся в архивных фондах;
  • нанесении вреда имеющим историческое значение библиотечным фондам;
  • том, что возможна угроза чрезвычайной ситуации.

Во всех случаях, перечисленных выше, проверяющий орган обязан добиться согласования внеплановой проверки с прокуратурой.

Случаи прокурорского согласования

Согласовывать все проверки контролеры не должны. Одобрение необходимо лишь для некоторых внеплановых выездных проверок в рамках государственного или муниципального контроля.

Предметом выездной проверки могут стать сведения, содержащиеся в документах бизнесмена, соответствие работников, состояние используемых в деятельности зданий, строений, помещений, оборудования, транспорта, производимых и реализуемых товаров, принимаемые меры для исполнения обязательных требований, установленных нормативными актами (ст. 12 Закона). Случаи проведения внеплановой проверки названы в статье 10 Закона. Поводом для контроля станет, во-первых, истечение срока исполнения бизнесменом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений. Во-вторых, сообщение пострадавшим гражданином о нарушении прав потребителей. И, в-третьих, заявления граждан (организаций, ИП) или сведения из средств массовой информации о причинении вреда (или угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Только последний случай внепланового визита требует согласования с прокуратурой (п. 4 Приказа). Расширительному толкованию это правило не подлежит, что подтверждает пункт 5 статьи 10 Закона.

Порядок согласования

Проверки согласовываются в ведомстве по месту деятельности предпринимателя (п. 2 Приказа). Контроль, проводимый центральными аппаратами федеральных ведомств, их межрегиональными территориальными и региональными подразделениями, а также региональными управлениями контроля (надзора) должен одобрить прокурор (его заместитель) субъекта. Прокуроры (заместители) городов, районов рассматривают возможность проверок, проводимых соответственно городскими, районными ведомствами. Военные, транспортные и иные специализированные прокуроры (их заместители) рассматривают обращения в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.

Для получения разрешения проверяющее ведомство направляет в прокуратуру заявление. Оно подается лично, по почте с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. В течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, прокурор (уполномоченное должностное лицо прокуратуры) принимает решение о проведении проверки или об отказе. Перечень случаев для отказа приводится в пункте 8 Приказа (см. таблицу). По окончании внепланового выезда, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки, контролеры должны направить этот акт в прокуратуру (п. 12 Приказа).

Как написать заявление в прокуратуру о проведении проверки?

Особых правил к оформлению уведомления в прокуратуру нормативами не оговорено, поэтому унифицированной формы бланка нет. Для правильного грамотного соблюдения структуры письма, требуется знать требования заполнения служебных деловых писем.

  1. Стандартное обращение должно оформляться с написание «шапки», где отображается:
  • Наименование инстанции, куда отправляется письмо.
  • Адрес учреждения получателя.
  • Полные Ф.И.О автора письма.
  • Суть письма со ссылкой на нормативы
  • Адрес жительства.
  1. Перечисленные сведения, обычно размещаются вверху листа справа.
  2. Далее пишется наименование письма.
  3. Затем можно перейти к изложению проблемы.

К содержанию описания требуется подойти серьезно, так как от этого зависит, откликнется ли прокуратура жалобу. Прокурор откажет в рассмотрении обращения, если письмо:

  • Написано с нецензурными выражениями и угрозами для жизни сотрудников контрольных структур или прочих лиц.
  • Написано неразборчивым почерком.
  • Отсутствия смысла и логики, а также, если автор обращения признан недееспособным.
  • При повторном написании, если автором не предоставлены дополнительные факты.

Надо сказать, что письма в прокуратуру, как правило, оформляется по однотипной форме. Отличие заключается в основании обращения. Кроме прочего, прокуратура не рассматривает анонимные письма. Если такая жалоба содержит данные о правонарушении, то документ будет передан в полицию для выявления автора и контроля отображенных действий.

  1. Если человек обладает подтверждающими материалами, их ксерокопии нужно прикрепить к бланку, с перечислением списка в разделе «Приложение»
  2. После окончания составления уведомления записывается дата его составления и подпись автора письма.

Порядок подачи заявления в прокуратуру

После оформления и подписания сообщения в прокуратуру, нужно его отправить по месту назначения. Выполнить это возможно различными вариантами:

  1. К наиболее простому способу обращения относится личное посещение приемной прокуратуры. Сообщение лучше заполнять в 2-х экземплярах, чтобы один – отдать в прокуратуру, а второй – оставить у заявителя, с отметкой даты регистрации бланка. Это необходимо на случай доказательства факта регистрации письма. Кроме этого, с момента, следующего за днем регистрации письма, начинается отсчет срока, который необходим должностному лицу для ответа.
  2. Отправление сообщения заказной почтой. В предлагаемом варианте сообщение отправляется заказным отправлением с уведомлением о получении адресатом. Данное уведомление также будет доказывающим аргументом, с которого будет отсчитываться время для отправки прокуратурой ответа.
  3. И последний способ отправки сообщения – электронный. В этом варианте отправка сообщения осуществляется через официальный портал прокуратуры или с использованием E-mail. В первом отправлении уведомление о регистрации отправленного письма заявитель получит «автоматом», а во втором – на E-mail придет письмо, после его регистрации по отправленному адресу.

Требования к заявлению в 2020 году

Государство обеспечивает любому человеку право на отправку челобитной в государственную или территориальную инстанцию, а также то, чтобы зарегистрированное от него прошение, было рассмотрено, и ответ своевременно был отправлен по адресу заявителя. Данное право регламентируется Конституцией РФ, и Законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений …».

Существующие нормативы не требуют унифицированного шаблона заявления прокурору, поэтому подобные обращения оформляются согласно установленных правил, обеспечивающих составление служебных писем. Однако Закон № 59-ФЗ в ст. 7 требует, чтобы в письме человека было отображено следующее:

  • Название инстанции, куда он отправляет челобитную.
  • Ф. И. О. человека, отправившего письмо.
  • Ф. И. О. и должность должностного работника, на имя которого отправлен бланк.
  • Свое местонахождение, по которому необходимо направить ответ.

После введения перечисленных сведений нужно отобразить суть письма, записать дату его заполнения и подпись. Если человек обладает какими-либо материалами, в подкрепление его замечаний, их копии необходимо приложить к письму. При отправке письма в прокуратуру через Интернет, в нем отображается E-mail, на который необходимо направить ответ.

Надо отметить, что лицу, написавшему челобитную, могут не принять жалобу, если в ней будет содержаться ненормативная или оскорбляющая лексика, или, если письмо будет направлено прокуратуру повторно, с той же тематикой.

Фразу «требование прокурору о выполнении проверки» нельзя назвать обязательной. Человеку не нужно требовать выполнения проверки. Причиной для осуществления проверки в различных структурах и учреждениях может стать отправленной в прокуратуру уведомления о неправомерности действий лиц, результатом чего прокуратура обязана обеспечить проверку законности действий лиц, которые отображены в письме. (Закон № 2201-1 ФЗ от 17.01.1992, ст. 21 «О прокуратуре …»

Изменения для бизнеса

Основной недостаток Приказа (впрочем, это вина Закона) в том, что не все внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат согласованию с прокуратурой. В перечень случаев не попали такие основания (п. 2 ст. 10 Закона) как истечение срока исполнения предписания, а также заявления граждан о нарушении прав потребителей. Это означает, что представители контролирующих ведомств могут, к примеру, неоднократно проверять коммерсанта, мотивируя это неисполнением ранее выданного предписания, при этом обнаруживая все новые и новые нарушения. Не исключена возможность использования подставных лиц. На основании их жалоб о нарушении прав потребителей инспекторы вполне могут организовать и провести внеплановую выездную проверку без прокурорского согласования.

Винить в этих недостатках следует в первую очередь Закон, поскольку Приказ издан лишь во исполнение его положений. В том, что касается прокурорского согласования, Приказ на стороне бизнеса. Он позволяет незаинтересованному государственному ведомству отказывать в проведении внеплановой проверки, если при этом нарушаются нормативные требования либо интересы субъектов малого или среднего предпринимательства.

Кроме того, представители проверяющих ведомств сами будут находиться под контролем прокуратуры, поскольку, как указывалось выше, обязаны будут не только испрашивать разрешение на проверку, но и предоставлять в прокуратуру документы по результатам ее проведения. При необходимости это поможет коммерсанту обжаловать результаты контроля, поскольку, если со стороны ревизоров допущены нарушения, поддержкой ему будут органы прокуратуры, а это достаточно весомо для любого суда.

Предусмотрены ли случаи, когда согласование внеплановых проверок с прокуратурой не требуется?

Согласование требуется во всех случаях, однако выделяют два варианта порядка согласования:

  1. Предварительное
  2. Последующее.

Предварительное согласование внеплановых проверок с прокуратурой предусматривает обязанность проверяющего органа согласовать проверки до их начала. Без согласования их проведение не возможно.

Последующее согласование предполагает, что контролирующий орган вправе проводить проверку без согласования, однако информация о проверочных действиях должна быть доведена до прокуратуры в течение суток после принятия решения о проверке. Такой вариант согласования возможен, когда проверочные действия носят неотложный характер, например, ввиду угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Если согласование не проведено, проверка может быть признана незаконной, с последующим аннулированием ее результатов.

Таким образом, согласование внеплановых проверок с прокуратурой является обязательным мероприятием. Оно должно быть осуществлено либо до проверки, либо сразу после ее начала, в течение суток.

Вопрос-ответ

1. Какова периодичность проведения плановых проверок?

Ответ: Периодичность проведения плановых проверок установлена п.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ): плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.

В соответствии с ч.9ст. 9Федерального закона № 294-ФЗ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Переченьтаких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 года № 944.

В соответствии с требованиями ч.9.3ст 9 Федерального закона № 294-ФЗ в зависимости от отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска, определенному классу (категории опасности) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора установлена следующая периодичность проведения плановых проверок:

— 1 класс опасности – чрезвычайно высокий – один раз в календарном году;

— 2 класс опасности – высокий – один раз в 2 года;

— 3 класс опасности – значительный – один раз в 3 года;

— 4 класс опасности – средний – не чаще чем один раз в 4 года;

— 5 класс опасности – умеренный – не чаще чем один раз в 6 лет;

— 6 класс опасности – низкий – освобождаются от планового контроля.

2. Все ли внеплановые проверки подлежат согласованию с органами прокуратуры?

Ответ: В соответствии пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» согласованию с прокуратурой подлежат внеплановые выездные проверки, организуемые по поступившим обращениям граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Внеплановые выездные проверки по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, по жалобам потребителей, права которых нарушены, внеплановые выездные проверки по приказу руководителя Роспотребнадзора, изданные на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на основании требования прокурора, с органами прокуратуры не согласовываются. Не согласовываются с органами прокуратуры и документарные проверки.

3. Может ли быть продлён срок проведения проверки?

Ответ: В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» висключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлён руководителем государственного контроля (надзора) органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

4. Что такое Единый реестр проверок? Где он размещён?

Ответ: Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой.

Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Правилаформирования и ведения Единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» оператор Единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» следующей общедоступной информации из единого реестра проверок:

1) учетный номер проверки;

2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 16и 9 части 2 ст. 14Федерального закона № 294-ФЗ;

3) информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 16 части 2 статьи 16Федерального закона № 294-ФЗ;

4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований);

5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.

Единый реестр проверок размещён по адресу https://proverki.gov.ru.

5. Могут ли должностные лица проводить проверку, если они не указаны в распоряжении о проведении проверки?

Ответ: Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Кратко

  1. Значительная часть внеплановых проверок может быть признана незаконной, если они не согласованы с прокуратурой. Согласовываются проверки, если имеет место причинение вреда или его угроза в отношении населения, культурного наследия, природных комплексов, техногенные или природные ЧП.
  2. Санкционируются проверки, касающиеся нарушений в области маркировки товара.
  3. Контролирующие органы направляют в прокуратуру типовое заявление с подтверждающими документами. Решение может содержать согласование или отказ в нем. Один экземпляр решения предоставляется контролирующему органу.
  4. Если основанием проверки служит вред населению, природе, культурным, историческим памятникам, внеплановая проверка может быть проведена немедленно без предварительного согласования. Однако и в этом случае в прокуратуру в течение суток направляется соответствующее заявление.
Источники

  • https://assistentus.ru/proverki/soglasovanie-s-prokuraturoj-vneplanovyh-proverok/
  • https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/vsegda-li-proizvoditsya-soglasovanie-vneplanovoj-proverki-s-prokuraturoj.html
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/190557.html
  • https://zayavi.com/zayavlenie-v-prokuraturu-o-provedenii-proverki-obrazets/
  • http://51.rospotrebnadzor.ru/content/854/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: