Создание учетной политики в организации: бухгалтерский аспект

Содержание
  1. Цель учетной политики организации
  2. Принципы формирования учетной политики организации
  3. Понятие учетной политики для целей налогообложения
  4. Внесение изменений в учетную политику
  5. Представление организацией налоговой учетной политики в ИФНС
  6. Рекомендуемые правила при составлении учетной политики
  7. Принцип начисления
  8. Принцип непрерывности
  9. Принцип понятности
  10. Принцип существенности
  11. Принцип значимости
  12. Принцип достоверности и правдивости
  13. Определение термина «бухгалтерский учет»
  14. Объекты бухгалтерского учета
  15. Основные задачи бухгалтерского учета
  16. Основные элементы метода бухгалтерского учета
  17. Основные принципы бухгалтерского учета
  18. Понятие и характеристика учетной политики
  19. Определение
  20. Структура учетной политики
  21. Утверждение и изменение учетной политики
  22. Как составить учетную политику
  23. Санкции за отсутствие учетной политики
  24. Бухгалтерская отчетность организации
  25. Учетная политика компании и положения по ведению бухучета
  26. Учет МПЗ: ПБУ 5/01
  27. Учет основных средств: ПБУ 6/01
  28. Организационно-технический раздел учетной политики
  29. Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета
  30. Методологический раздел для целей налогообложения
  31. Что такое требования и допущения в бухгалтерском учете?
  32. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
  33. Допущения, реализуемые в рамках ведения БУ
  34. Понятие
  35. Необходимость
  36. Назначение
  37. Требования к учетной политике
  38. Момент признания выручки
  39. Стадия принятия решения
  40. Шаг 1. Учёт основных допущений при формировании учетной политики организации.
  41. Шаг 2. Учёт требований и норм при формировании учетной политики организации.
  42. Шаг 3. Учет основных особенностей компании.
  43. Шаг 4. Проверка соблюдения основных нормативных стандартов.
  44. Ретроспективное изменение учетной политики.
  45. Документы – основания для формирования учетной политики.
  46. Документы, утверждаемые учетной политикой.
  47. Внесение изменений в учетную политику.
  48. Отражение в финансовой деятельности учреждения изменения учетной политики.

Цель учетной политики организации

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в обязательном порядке регламентируется не только нормативно-правовыми актами на уровне государства, но и внутренним приказом предприятия – приказом об учетной политике предприятия.

Так, основной целью разработки данного документа является утверждение правил и порядка ведения бухгалтерского учета в организации. В частности, утверждение учетной политики имеет цели:

  • выбрать способ ведения бухгалтерского учета (кто ведет?);
  • выбрать форму ведения бухгалтерского учета (журнально-ордерная, автоматизированная и т.д.);
  • разработать план счетов для учета всех хозяйственных операций в организации;
  • утвердить формы первичных документов в организации;
  • утвердить формы бухгалтерских регистров в организации;
  • утвердить перечень и порядок составления форм отчетности в организации;
  • определить перечень материально-ответственных лиц в организации;
  • утвердить график документооборота в организации;
  • утвердить методику учета отдельных операций для целей бухгалтерского учета;
  • утвердить методику учета отдельных операций для целей налогового учета.

Принципы формирования учетной политики организации

Формирование учетной политики организации осуществляется с соблюдение определенных принципов:

  1. Законность.

    Каждый пункт учетной политики предприятия должен отвечать нормативно-правовому регулированию. Например, пункт об инвентаризации и формах первичных документов должен отвечать требованиям, изложенным в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете». А порядок признания доходов и расходов в организации – Налоговому кодексу РФ (для целей налогообложения) и ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «расходы организации». В общем, формирование учетной политики осуществляется с учетом требований ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

  2. Выбор отдельных элементов.

    Составляя учетную политику организации, у предприятия есть выбор определять некоторые ее элементы с учетом специфики деятельности. Это могут быть такие элементы как:

    • метод амортизации основных средств, используемых на предприятии;
    • метод оценки запасов (поступления и выбытия);
    • метод распределения косвенных расходов в организации;
    • метод расчета себестоимости продукции и незавершенного производства.

    Как правило, выбирая тот или иной метод учета, в организации ориентируются не только на специфику деятельности, но и на оптимизацию налогообложения.

  3. Полнота.

    Данный принцип формирования учетной политики предприятия подразумевает, что в данном документе должны быть охвачены все возможные в данной организации хозяйственные операции. Руководитель предприятия, перед тем как утвердить учетную политику, должен проверить – все ли хозяйственные операции предусмотрены в данном локальном документе. Полнота также выражается в том, что в учетной политике касательно каждой хозяйственной операции, должен быть утвержден:

    • порядок документального оформления той или иной операции;
    • порядок учета на счетах учета (наличие соответствующих счетов в рабочем плане счетов);
    • порядок отражения в отчетности;
    • и т.д.

Понятие учетной политики для целей налогообложения

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Такое определение дано в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях:

  • формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

  • обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

К сведению: учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Словосочетание «выбранная совокупность допускаемых способов» подчеркивает необходимость раскрытия в учетной политике позиции налогоплательщика по тем нормам, которые оставляют право выбора за ним.

Однако учетная политика не должна ограничиваться только этим. Налогоплательщик должен выработать свой подход (и закрепить его в указанном документе) по вопросам, в отношении которых в налоговом законодательстве:

  • установлены только общие нормы, а не конкретные способы исчисления налогов;

  • содержатся противоречия и неясности;

  • отсутствуют применяемые институты, понятия и термины и возникает необходимость их заимствования из тех отраслей права, в которых они определены.

К сведению: формируя налоговую учетную политику, организация не только выбирает тот или иной вариант учета из предложенных гл. 25 НК РФ, но и (в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) вырабатывает свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.

Внесение изменений в учетную политику

Учетную политику утверждают один раз при создании организации (хотя конкретные сроки утверждения учетной политики по налогу на прибыль для вновь созданной организации в НК РФ отсутствуют, полагаем, что все же это лучше сделать не позднее окончания отчетного периода, в котором создана организация). В следующие налоговые периоды ее дополняют или изменяют.

Налогоплательщик изменяет порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

К сведению: решение о внесении изменений в учетную политику при изменении методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при обновлении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений его норм.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и зафиксировать в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налого­обложения данных видов деятельности. Об этом говорится в ст. 313 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях:

  • при изменении законодательства о налогах и сборах;

  • при начале осуществления нового вида деятельности.

В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала нового налогового периода.

Представление организацией налоговой учетной политики в ИФНС

Должна ли организация представлять в ИФНС налоговую учетную политику (и ее изменения)? Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам ч. I НК РФ:

  • пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

  • пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ говорит о праве налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Полагаем, что учетная политика как раз является таким документом. Значит, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы свою учетную политику, а налоговые органы вправе ее требовать только в рамках мероприятий налогового контроля, то есть если в отношении налогоплательщика проводится проверка. Другого механизма для истребования документов НК РФ не предусматривает.

Рекомендуемые правила при составлении учетной политики

Сформулируем общие правила, которые рекомендуем соблюдать организации при составлении учетной политики.

Во-первых, из нескольких вариантов, допускаемых гл. 25 НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий способ учета имущества или хозяйственной операции. Если законодательство не предусматривает возможности выбора, то писать о таком способе необязательно.

Во-вторых, следует указывать варианты учета только тех операций, которые организация совершает или собирается совершить в ближайшее время. Отражать способы учета всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора, необязательно. Если какая-то операция появится впервые, налогоплательщик может внести в учетную политику дополнения, которые начнут действовать сразу же.

В-третьих, если методика применения какого-либо способа не прописана в налоговом законодательстве, ее можно:

  • позаимствовать из бухгалтерского учета. Например, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при продаже товаров налогоплательщику предоставлено право выбора одного из трех методов списания товаров: по стоимости каждой единицы, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости. Порядок списания товаров первыми двумя методами вопросов не вызывает (он следует из названия). А вот методику списания по средней стоимости можно позаимствовать из бухучета и указать в налоговой политике следующее: оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете;

  • разработать самостоятельно и отразить в учетной политике. Например, как в случае с учетом выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления (более года), когда договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ, ст. 316 НК РФ для целей налогообложения выручка должна распределяться с учетом принципа равномерности признания дохода, однако в самой гл. 25 НК РФ порядок распределения не прописан, поэтому его нужно разработать самостоятельно.

В-четвертых, налогоплательщику стоит максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Это поможет избежать возникновения разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Конечно, полностью сделать аналогичными два вида учета вряд ли удастся, однако отдельные статьи расходов можно учитывать по одинаковым правилам.

В-пятых, согласно ст. 313 НК РФ, в случае если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета нужными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Итак, в учетной политике нужно раскрыть позиции организации по тем нормам, которые оставляют право выбора за ней, а в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве – выработать свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.Если налогоплательщик подробно и аргументированно изложит в учетной политике не урегулированные законодательством положения, это поможет минимизировать его налоговые риски.

К сведению: основные моменты, которые следует отразить налогоплательщикам при составлении такого нужного для ведения налогового учета документа, изложены в консультации «Об учетной политике по налогу на прибыль на 2018 год».

Принцип начисления

Один из основополагающих принципов. Все операции в бухгалтерском учете должны отображаться в момент их совершения, а не тогда, когда произойдет ожидаемое от этой операции действие. К примеру, вы отгрузили товар покупателю. Эта операция подлежит отображению в бухгалтерском учете уже в момент отгрузки, а не тогда, когда поступит ожидаемая прибыль.

Принцип непрерывности

Бухгалтерский учет может вестись только на том предприятии, которое видит себя действующим в обозримом будущем и не собирается прекращать деятельность.

Принцип понятности

Учет должен вестись так, чтобы его данные были понятны пользователю информации. С этой целью разработан единый порядок записи операций.

Принцип существенности

Информация бухгалтерского учета представляет собой большую ценность, поэтому при ведении учета следует заботиться о том, чтобы она подавалась по существу и представляла собой интерес для пользователя.

Принцип значимости

Этот принцип дополняет предыдущий – вся информация бухгалтерского учета должна не только подаваться по существу, но быть полезной и значимой для управления, оценки и анализа финансовой, операционной, хозяйственной деятельности.

Принцип достоверности и правдивости

Учетная информация должна подаваться без предвзятости и не может содержать ошибок.

Определение термина «бухгалтерский учет»

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основные задачи бухгалтерского учета

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности— руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, на основании которой становится возможным:

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

  • выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

  • контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

  • контроль целесообразности хозяйственных операций;

  • контроль наличия и движения имущества и обязательств;

  • контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

  • контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Основные элементы метода бухгалтерского учета

Задачи бухгалтерского учёта решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учёта, который включает в себя следующие основные элементы:

— документирование — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;

— оценка – способ выражения денежных средств и их источников в денежном измерении;

бухгалтерские счета— способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;

— двойная запись — взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму ;

— инвентаризация – проверка наличия числящегося на балансе организации имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнении полученных данных с данными бухгалтерского учета;

— калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении, то есть расчет себестоимости ;

бухгалтерский баланс — является источником информации и представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу, размещению и источникам формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату;

— бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организаций за отчетный период.

Основные принципы бухгалтерского учета

Основными принципами бухгалтерского учета можно считать следующие принципы:

Принцип автономности – любая организация существует как самостоятельное юридическое лицо. В бухгалтерском учете отражается только то имущество, которое признано собственностью данной конкретной организации или предприятия.

Принцип двойной записи — все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Принцип действующей организации организация функционирует и планирует сохранять свои позиции на экономическом рынке в будущем, в указанные сроки и в установленном порядке погашая обязательства перед своими партнерами.

Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.

Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов.

Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:

  • принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата;

  • принцип соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены.

Принцип периодичности регулярное составление бухгалтерского баланса и отчетности за следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц. Этот принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.

Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.

Принцип денежного измерения — единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны.

Понятие и характеристика учетной политики

Основной документ, регламентирующий порядок бухгалтерского и налогового учета на предприятии – это учетная политика. Формирование учетной политики определяется в Положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

Учетная политика по бухгалтерскому учету – это принятая компанией совокупность способов ведения бухучета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение всех фактов хозяйственной деятельности организации. Учетная политика формируется преимущественно главным бухгалтером предприятия.

Принятая на предприятии учетная политика утверждается приказом или распоряжением сотрудника, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского учета. При принятии учетной политики утверждаются:

  • рабочий план счетов, включающий синтетические и аналитические счета, обеспечивающие своевременность и полноту учета и отчетности;
  • формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не требуется обязательное использование типовых форм первичных учетных документов, а также формы для внутренней отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации, методы оценки имущества и обязательств;
  • правила документооборота и обработки учетной информации;
  • порядок контроллинга.

Определение

Учетная политика – это совокупность вариантов ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности. Учетная политика вырабатывается каждой организаций самостоятельно. При этом происходит выбор вариантов учета в рамках предусмотренных нормативными актами. Также в учетной политике находят отражения выбранные организацией способы учета, которые неоднозначно трактуются в бухгалтерском или налоговом законодательстве.

Основным документом, регламентирующим выработку организацией учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Однако отсылки к учетной политике содержатся во многих других ПБУ. Учетная политика для целей налогообложения упоминается в Налоговом кодексе РФ.

Согласно официальному определению (п.2 ПБУ 1/2008) «под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.»

Примерами положений учетной политики являются: способ списание стоимости материально-производственных запасов (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО), метод амортизации основных средств и нематериальных активов и др.

Структура учетной политики

Обычно положения учетной политики разделяют на положения учетной политики для целей бухгалтерского учета и положения учетной политики для целей налогового учета. Как правило, и те и другие утверждаются в рамках одного внутрифирменного документа – приказа об учетной политике.

К приказу учетной политики обычно оформляют приложения: рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы используемых организацией первичных документов и др. информацию, являющуюся частью учетной политики.

Утверждение и изменение учетной политики

Учетная политика утверждается организацией до наступления или в самом начале финансового года. Утверждать учетную политику ежегодно, если она не претерпела изменений, не требуется.

Изменять учетную политику организация может в установленных ПБУ 1/2008 случаях. В частности, при изменении законодательства, при существенном изменении условий хозяйствования и др. Обычно изменения производятся с начала отчетного года. При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Как составить учетную политику

Удобный способ быстро подготовить учетную политику – онлайн помощник « Мастер учетной политики«. Сервис позволяет по шагам, с подсказками выбрать применимые для организации варианты ведения бухгалтерского и налогового учета

Учетная политика: подробности для бухгалтера
  • Формирование учетной политики по стандарту
    … . 8 СГС «Учетная политика»). Документы – основания для формирования учетной политики. При формировании учетной политики учреждению следует … ». Внесение изменений в учетную политику. Согласно п. 13 СГС «Учетная политика» учетная политика меняется с начала … после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики) (п. 18 СГС «Учетная политика»). Изменение оценочного …
  • Учетная политика ЛПУ – 2020: организация бухгалтерского учета
    … Долгосрочные договоры», «Непроизведенные активы». Раздел учетной политики «Материальные запасы» У любого медицинского … Методические рекомендации). Таким образом, в учетную политику необходимо добавить следующую информацию. Единица … в соответствии с положениями учетной политики в объеме фактически произведенных … »). Согласно Методическим рекомендациям в учетной политике может быть прописано, что материальные … его изменить. Раздел учетной политики «Резервы» При корректировке учетной политики на 2020 год …
  • Учетная политика: когда и как меняем
    … учетной политике. Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику Организация самостоятельно формирует учетную политику, … федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика применяется последовательно из года … нормами, регламентирующими обязанность ведения учетной политики, является ст. 8 Федерального … , что и утверждение самой учетной политики — отдельным приказом руководителя организации … при составлении учетной политики В настоящее время составление учетной политики не предоставляет …
  • Рекомендации Минфина по составлению учетной политики
    … В силу п. 8 ФСБУ «Учетная политика» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером учреждения. При … ФСБУ «Учетная политика»). В силу п. 7 ФСБУ «Учетная политика» при формировании учетной политики учреждению следует … требований ФСБУ «Концептуальные основы». Состав учетной политики Учетная политика бюджетного учреждения может быть сформирована … после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики). Ретроспективное применение измененной учетной политики не является …
  • Минфин о порядке формирования и внесения изменений в учетную политику
    … . Случаи изменения учетной политики ФСБУ «Учетная политика» установлены случаи внесения изменений в учетную политику учреждения, а … если бы новая учетная политика применялась всегда. Последствия изменения учетной политики Изменение учетной политики, как правило … изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики). Обратите внимание. Ретроспективное применение измененной учетной политики не …
  • Рекомендации Минфина по применению СГС «Учетная политика»
    … . Форма и состав учетной политики. Учетная политика учреждения формируется посредством принятия документов учетной политики. При этом … формирования учетной политики ряда положений (документов учетной политики). Например, в п. 9 СГС «Учетная политика», в … документов учетной политики; 3) реализация первых двух пунктов в совокупности. Изменение учетной политики Учетная политика применяется … СГС «Учетная политика»). Изменения учетной политики возможны в следующих случаях (п. 12 СГС «Учетная политика», п …
  • ФСБУ «Учетная политика»: применение положений с 01.01.2019
    … требование о составлении учетной политики сообразно учетной политике учредителя введено впервые. Учетная политика формируется главным бухгалтером … поправок в учетную политику учреждения. Как установлено п. 13 ФСБУ «Учетная политика», учетная политика изменяется с … изменения учетной политики; б) содержание изменения учетной политики; в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в …
  • Учетная политика для целей бухгалтерского учета: что учесть в 2020 году?
    … По общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года … отличие от налогового учета, учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется … По общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного … которое должно быть отражено в учетной политике. Соответственно, если организация досрочно … также должна отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета … нужно отразить эти способы в учетной политике. Информация по прекращаемой деятельности …
  • Корректировка учетной политики автономного учреждения на 2019 год
    … основы». Например, в учетной политике учреждения необходимо предусмотреть методы … централизованному снабжению» . В учетной политике необходимо предусмотреть порядок ведения аналитического … , дорогостоящего оборудования) в учетной политике можно предусмотреть возможность привлечения … Резервы предстоящих расходов. В учетной политике учреждения устанавливается порядок формирования резервов … и учетной политикой учредителя (п. 7 ФСБУ «Учетная политика»). Основные положения учетной политики учреждения …
  • СГС «Учетная политика»
    … даты соответствующего изменения учетной политики Ретроспективное применение измененной учетной политики Применение измененной учетной политики к фактам … . 8 СГС «Учетная политика»). Руководитель учреждения утверждает учетную политику. При формировании учетной политики учреждение должно руководствоваться … год (п. 11 СГС «Учетная политика»). Изменение учетной политики Изменение учетной политики производится с начала отчетного …
  • Стандарт «Учетная политика»
    … 2019 года. Разработка и утверждение учетной политики. Учетная политика представляет собой документально утвержденную совокупность … . 22 СГС «Учетная политика»). Составляющие учетной политики. В составе учетной политики утверждаются (п. 9 СГС «Учетная политика»): методы … документов учетной политики следует размещать на официальном сайте учреждения. Корректировка учетной политики. Корректировка учетной политики возможна …
  • Применение Федерального стандарта «Учетная политика» в учреждении
    … ) учреждения. Пунктом 8 Стандарта «Учетная политика» предусмотрено, что учетную политику должны формировать главный бухгалтер … в существующую учетную политику. Внесение изменений в учетную политику Вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального … после даты соответствующего изменения учетной политики Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни …
  • Влияние учетной политики на финансовые результаты организации
    … результат существенное влияние оказывает учетная политика организации. Основной целью финансово … результат существенное влияние оказывает учетная политика организации. Учетная политика Любое предприятие, которое в … сектора. Отметим, что в Учетной политике организации необходимо фиксировать только … варьироваться в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается стоимости товаров … Таблица. Варианты учетной политики, влияющие на расходы организации Элемент учетной политики Нормативный акт …
  • Нужно ли учетную политику утверждать каждый год, если существенных изменений не было?
    … Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику в целях бухгалтерского учете, руководствуясь … — Энциклопедия решений . Учетная политика по бухгалтерскому учету; — Энциклопедия решений . Изменение учетной политики по бухгалтерскому … учету; — Энциклопедия решений . Учетная политика для целей налогообложения … изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения; — Учетная политика для коммерческой организации …
  • О стандартах бухгалтерского учета «Учетная политика» и «События после отчетной даты»
    … формирования, утверждения и изменения учетной политики практически полностью дублируют положения Закона … Последствия корректировки учетной политики Порядок применения изменений. Применять измененную учетную политику к фактам … учетная политика; 4) в случае ретроспективного применения учетной политики: суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики … представляется отчетность. * * * Согласно СГС «Учетная политика» применять измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Бухгалтерская отчетность организации

Бухгалтерская отчетность — единая система упорядоченных данных о финансовом состоянии компании, которая составляется на основании учетных сведений бухгалтерского учета.

Абсолютно все организации обязаны представлять внутренним и внешним заинтересованным пользователям бухгалтерскую отчетность. Рассмотрим основные бухгалтерские нормативные акты, устанавливающие порядок ее составления коммерческими организациями.

Основные правила составления и сдачи бухгалтерской отчетности закреплены в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Данный документ разработан на основе закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ и состоит из 6 разделов.

№ п/п

Название раздела

Тезисы

1

Общие положения

  • Компании самостоятельно составляют учетную политику.
  • Руководитель фирмы несет полную ответственность за организацию бухучета. При этом он может вести его самостоятельно или с привлечением специалистов

2

Основные правила ведения бухучета

  • Компания ведет сплошной учет всех хозопераций в российской валюте методом двойной записи на основании рабочего плана счетов, утвержденного в учетной политике.
  • Все хозоперации оформляются первичными документами, предусмотренными в альбоме типовых форм.
  • Все операции фиксируются в регистрах бухучета в хронологическом порядке с группировкой на соответствующих счетах.
  • Имущество компании учитывается в денежном выражении в рублях.
  • Наличие активов и обязательств проверяется путем проведения инвентаризации на основании приказа руководителя (или в иных обязательных случаях)

3

Основные правила составления и сдачи бухотчетности

  • Отчетность формируется на основании данных бухучета и подписывается руководителем и главбухом компании.
  • Отчетность заполняется согласно методическим рекомендациям, утвержденным Минфином России

4

Порядок представления бухотчетности

  • Компания формирует и представляет в контролирующие органы, органы статистики, а также заинтересованным лицам бухотчетность по итогам года не позднее 30 марта

5

Основные правила сводной бухотчетности

  • Если компания имеет дочерние или зависимые фирмы, то, помимо собственных отчетов, она должна формировать сводную отчетность по всем компаниям за подписью руководителя и главбуха

6

Хранение документов бухучета

  • Все первичные документы, регистры бухучета и финотчетность должны храниться не менее 5 лет, если иное не предусмотрено правилами архивного дела.
  • Ответственность за организацию сохранности документов несет руководитель компании

Содержание и перечень форм бухгалтерской отчетности утверждены в ПБУ 4/99.

Согласно п. 5 разд. 3 ПБУ 4/99 бухотчетность включает в себя:

  1. Баланс (форма 1).
  2. Отчет о прибылях и убытках компании (форма 2).
  3. Приложения к формам 1 и 2.
  4. Пояснительную записку.
  5. Аудиторское заключение, если компания в установленных законом случаях подлежит обязательному аудиту.

П. 6 разд. 3 ПБУ 4/99 требует от бухотчетности достоверности и полноты сведений о финансовом положении компании. Чтобы корректно отражать хозяйственные операции на счетах бухучета, на основании которых формируется бухгалтерская отчетность, необходимо придерживаться определенных норм и правил, которые самостоятельно утверждаются каждой организацией в главном документе, регулирующем порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, — учетной политике компании.

Учетная политика компании и положения по ведению бухучета

Учетная политика (УП) — набор способов ведения бухгалтерского (и налогового) учета каждой конкретной организацией. Она утверждается при создании компании и действует до ее ликвидации.

При этом документ применяется из года в год, а возможные поправки в него вносятся с 1 января (если иная дата не обусловлена существенными причинами) при наличии изменений (пп. 5, 6 ст. 8 закона № 402-ФЗ):

  • требований нормативных актов, регулирующих бухучет;
  • способа ведения бухучета;
  • условий деятельности фирмы.

В главном бухгалтерском документе компании должны найти отражение:

  1. Рабочий план счетов.
  2. Используемые компанией формы первичных бланков.
  3. График документооборота.
  4. Порядок учета имущества.
  5. Алгоритм проведения ревизий обязательств и активов фирмы.
  6. Методы и порядок определения доходов и расходов компании.
  7. Способы и порядок оценки имущества и иных активов организации.
  8. Алгоритм контроля хозопераций.
  9. Прочие важные учетные нюансы.

Для корректного формирования каждого раздела учетной политики компаниям необходимо ориентироваться на единые стандарты ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России, а именно: положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методические разъяснения к ним.

ПБУ — законодательные акты 2-го уровня, следующие за нормативными актами федерального значения. Они устанавливают порядок и базовые правила ведения бухучета и формирования отчетности и обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами РФ.

Учетная политика организации — положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008, которое устанавливает правила ее формирования, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Она составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем компании

Учет МПЗ: ПБУ 5/01

ПБУ 5/01 регламентирует порядок учета материально-производственных запасов (МПЗ) компании.

К МПЗ относят (п. 2 ПБУ 5/01):

  • материалы, сырье;
  • товары для перепродажи;
  • готовую продукцию.

Учет поступающих активов ведется по их себестоимости, которая включает стоимость поступления, согласованную покупателем и поставщиком, и все накладные расходы, связанные с приобретением данных активов. При этом микропредприятия могут учитывать сопутствующие затраты в составе текущих расходов. Остальные компании, ведущие упрощенный бухгалтерский учет, могут относить такие расходы в состав текущих при условии отсутствия существенных материально-производственных остатков (п. 13.2 ПБУ 5/01).

ВАЖНО! Компании, которые вправе применять упрощенный вариант ведения бухучета, могут предусмотреть в своей политике простой способ учета, без использования двойной записи (п. 6.1 разд. 2 ПБУ 1/2008).

Выбытие МПЗ может осуществляться:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости каждой единицы;
  • методом ФИФО (сначала списывается актив, первым принятый на учет).

Учет основных средств: ПБУ 6/01

В ПБУ 6/01 раскрывается алгоритм учета основных средств компании. К ним относятся объекты, которые:

  • используются для получения фирмой экономических выгод;
  • могут применяться более 1 года;
  • не предназначены для дальнейшей реализации;
  • используются в хозяйственной деятельности фирмы.

При этом объекты стоимостью не более 40 000 руб. можно учитывать в составе МПЗ.

Стоимость поступления ОС складывается из покупной стоимости и доп. расходов, непосредственно связанных с покупкой актива: ценой доставки, таможенных пошлин, невозмещаемых налогов, информационных и консультационных услуг и т. д.

Компании, ведущие упрощенный учет, вправе учитывать вышеперечисленные дополнительные затраты в составе текущих расходов, а к учету принимать объекты ОС по первоначальной стоимости, определяемой как:

  • цена поставщика и затраты на монтаж (при наличии);
  • сумма, оговоренная в договорах строительного подряда или других договорах, оформленных с целью приобретения или изготовления объекта ОС.

Стоимость ОС погашается ежемесячно путем начисления амортизации. Амортизация рассчитывается:

  • линейным способом;
  • методом уменьшаемого остатка;
  • по сумме чисел лет полезного использования;
  • пропорционально объему выпущенной продукции.

При этом организации с упрощенным бухучетом и отчетностью могут списывать сумму амортизации или один раз в год 31 декабря, или периодически в течение года в сроки, указанные в ее учетной политике. А стоимостную оценку производственного и хозяйственного инвентаря списывать в амортизационные отчисления единовременно по факту принятия к учету.

Выбытие ОС возможно различными способами: путем продажи, списания, вклада в УК другой фирмы, дарения и т. д. (п. 29 ПБУ 6/01). При реализации объекта ОС выручка признается прочим доходом, а связанные с продажей затраты относятся в состав прочих расходов.

Организационно-технический раздел учетной политики

В данном разделе, указывается способ ведения бухгалтерского учета на предприятии. Это может быть сам руководитель предприятия, бухгалтер, или отдел бухгалтерии во главе с Главным бухгалтером, сторонняя организация (аутсорсинговая организация), или привлеченный со стороны бухгалтер. Также в данном разделе определяется форма бухгалтерского учета, которая может быть одной из следующих:

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

В данном разделе, прежде всего, указываются формы бухгалтерской отчетности, которую составляет организация и отдельно регламентируется составление промежуточной отчетности.

Для целей бухгалтерского учета также утверждаются:

  • единицы учета товаров, готовой продукции, МПЗ:
  • метод оценки поступления товаров, готовой продукции, МПЗ;
  • определение видов доходов и расходов по видам деятельности;
  • указывается выделение коммерческих и управленческих расходов (если таковое присутствует);
  • указывается порядок создания различных резервов;
  • указывается метод оценки незавершенного производства;
  • для учета расчетов по налогу на прибыль указывается применение или не применение ПБУ18/02;
  • порядок учета основных средств в организации.

Методологический раздел для целей налогообложения

В данном разделе учетной политики предприятие указывает основные элементы учета, которые влияют на базу налогообложения. В частности это:

  • выбранный организацией метод амортизации основных средств;
  • выбранный организацией метод оценки запасов;
  • выбранный организацией метод признания доходов и расходов;
  • порядок и сроки предоставления налоговой декларации;
  • выбранный организацией перечень прямых и косвенных расходов.
Замечание 2
Важно, чтобы все разделы учетной политики соответствовали действующим нормативно-правовым актам и не противоречили друг другу.

Что такое требования и допущения в бухгалтерском учете?

Определение 1

Требования в бухгалтерском учете – это обязательные условия, стандарты, применяемые при организации и ведении бухгалтерского учета хозяйствующих единиц.

Требования также можно назвать своеобразными техническими условиями эксплуатации бухгалтерского учета.

Допущения в бухгалтерском учете представляют собой признанные как на международном уровне, так и на территории Российской Федерации принципы, которые выступают некой базой, основой организации и ведения бухгалтерского учета хозяйствующих единиц.

Порядок применения допущений и исполнения требования при организации и ведении бухгалтерского учета хозяйствующих единиц регламентируется в обязательном соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете».

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету

Согласно специализированной литературе и действующим нормативно-правовым актам можно сформировать следующие требования к организации и ведению БУ

Допущения, реализуемые в рамках ведения БУ

Согласно специализированной литературе и действующим нормативно-правовым актам можно сформировать следующие принципы организации и ведения БУ:

  • Непрерывность деятельности экономического субъекта. Данное допущение предполагает, что экономический субъект не планирует прекращать свою хозяйственную деятельность в обозримом будущем;
  • Последовательностью применения учетной политики хозяйствующей единицы. Данное допущение предполагает, что отраженные в учетной политике субъекта методы ведения БУ применяются последовательно от одного отчетного периода к другому;
  • Временная определенность фактов хозяйственной жизни. Данное допущение предполагает, что отраженные в отчетном периоде факты деятельности относятся непосредственно к тому отчетному периоду, в котором они отражены;
  • Имущественная обособленность. Данное допущение предполагает, имущество и обязательства хозяйствующей единицы существует отдельно от ее собственников и учредителей, сотрудников.

Понятие

Учетная политика для целей бухгалтерского учета — это набор стандартов, которые определяют, как компания готовит финансовую отчетность. Они используется специально для решения сложных задач бухгалтерского учета, таких, как методы амортизации, признание финансового результата, подготовка затрат на исследования и разработки (НИОКР), стоимость запасов и консолидация финансовой отчетности.

Учетная политика для отчетности по международным стандартам. Международный стандарт бухгалтерского учета (МСБУ 8) определяет УП как принципы, конвенции, правила и практику, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности.

Учетная политика очень важна для правильного понимания информации, содержащейся в финансовых ведомостях и отчетах. Организация должна четко указывать ее принципы, которые она использовала при подготовке финансовой отчетности. Формирование такого документа в компании важно, поскольку многие стандарты учета допускают альтернативные методы обработки одной и той же операции.

Например, МСБУ 2 предоставляет предприятиям выбор между использованием метода средневзвешенного показателя или метода оценки запасов FIFO. Если организация не раскрывает свою учетную политику в отношении выбора метода оценки запасов, пользователи финансовой отчетности не смогут проводить сравнения с другими организациями.

МСБУ 8 содержит следующие руководящие указания в отношении выбора и возможностей использования УП.

Она может рассматриваться как структура, в которой компания, как предполагается, будет работать. Однако структура является несколько гибкой, и руководство компании может выбрать конкретную политику для целей учета, которая выгодна для финансовой отчетности фирмы.

Необходимость

Многие предприятия недооценивают важность учетной политики, трактуя ее формально, поэтому не учитывают эффекты, которые приводят к неэффективному управлению компанией, так как от выбранного варианта зависят различные показатели деятельности компании, такие как себестоимость продукции, прибыль, налог и другие.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия считается эффективной, если результат положительный. Если финансовый результат анализируется с точки зрения бухучета, то он является наиболее сложным объектом анализа, поэтому нуждается в совершенствовании, актуализации в соответствии с новыми исследованиями.

Назначение

Когда компания готовит сложный отчет или внедряет метод бухгалтерского учета, ей необходимо придерживаться руководящих принципов.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета может быть различной в компаниях: но что бы фирма ни делала в отношении УП, она должна соответствовать принципам бухучета (GAAP) или МСФО (IFRS).

По мере того, как высшее руководство устанавливает критерии для поддержания качества продуктов или услуг в компании, эта политика также устанавливается в качестве критериев для представления надежной и точной картины практики бухучета.

Принципы бухгалтерского учета временами являются мягкими, и конкретная политика компании очень важна. Внешние бухгалтеры, нанятые для проверки финансовой отчетности компании, должны проверить этот документ компании, чтобы убедиться, что он соответствуют стандартным принципам бухучета.

УП имеет важное значение по следующим причинам:

  1. Создание правильной основы для ведения бухучета. Чтобы сформулировать финансовые дела компании, ей необходимо подготовить финансовую отчетность. И если финансовые отчеты будут просто подготовлены без каких-либо указаний, то в них не будет согласованности. Учетная политика помогает определить согласованность между финансовыми отчетностями. Она также предлагает прочную основу для того, чтобы компания могла придерживаться правильной структуры и готовить свою финансовую отчетность.
  2. Раскрытие информации. Важно, чтобы компания раскрыла, какой учетной политике она следовала. Поскольку стандарты бухучета позволяют представить любую статью баланса в разных аспектах, надлежащее раскрытие этого документа имеет важное значение.
  3. Предоставление преимуществ инвесторам. Если компании упоминают учетную политику, которой она пользовалась для подготовки финансовой отчетности, это также поможет инвесторам. Излагая ее, компании обеспечивают согласованность при подготовке финансовой отчетности. Такая согласованность помогает инвесторам смотреть на финансовую отчетность и сравнивать ее с другими компаниями из схожих и разных отраслей.
  4. Государство может влиять на финансовую отчетность компании. Поскольку такая документация должна быть сформирована в соответствии с учетной политикой, компании всегда следуют правильной структуре. Эти фирмы также должны иметь в виду, что они могут следовать только той УП, которая сделана согласно GAAP или МСФО. Таким образом, государство может иметь прямое влияние на финансовую отчетность компании, а правительство может защитить интересы инвесторов.

Требования к учетной политике

В п. 6 ПБУ 1/2008 обозначены требования к учетной политике:

  • необходимость отражения всех операций и факторов хозяйственной деятельности;
  • учет операций должен производиться своевременно;
  • экономическое содержание факторов превосходит над их правовой формой.

Момент признания выручки

Компании придерживаются общепринятых принципов бухучета для признания выручки. Признание выручки для компании важно, потому что это положительно или отрицательно влияет на инвесторов. Фирма не может признать свою выручку, пока она не заработана ею. Это не значит, что все доходы будут наличными. В случае кредитных продаж заработок также реален.

Для учетной политики, при которой компании продают товары в кредит и признают его как доход, важны две вещи. Во-первых, каким образом первая компания может собирать деньги за продажи в кредит. А во-вторых, когда доходы признаются: в момент принятия кредитных средств или в момент получения финансов. УП в значительной степени влияет на то, как выручка признается в компании.

Стадия принятия решения

Перед руководителем компании и бухгалтером обязательно возникнет вопрос, на который необходимо безошибочно ответить.

Он связан с выбором методологии ведения учета, решением относительно самостоятельной разработки уникального варианта или выбором из уже существующих, нормативно установленных вариантов.

В итоге, после проведения детального анализа, организация должна остановиться на одном, наиболее подходящем варианте ведения учета.

Шаг 1. Учёт основных допущений при формировании учетной политики организации.

При формировании учетной политики организации необходимо ориентироваться на законные требования и нормы. Для того чтобы не упустить то или иное требование, бухгалтеры пользуются пошаговой инструкцией, которая прописывает не только порядок действий, но и устанавливает некоторые рубежи проверки. В противном случае, при создании удобной и функциональной системы ведения бухгалтерского учета, могут быть допущены неточности, которые в дальнейшем приведут к убытку. Профессиональный бухгалтер не может допустить ошибку и должен руководствоваться серьезными фактами при работе с конкретной документацией и системами учета в целом.

Первый шаг — это изучение и анализ законодательной системы РФ. Важно знать, что формирование учетной политики организации базируется на «Учетной политике организаций» (положение от 6 октября 2008 года, Приказ Минфина).

В Положении вы найдете допущения и требования, на которые ориентируется бухгалтер в процессе своей работы. Для того чтобы начать формировать учетную политику организации, обратим внимание на существующие допущения.

  • Имущество обособлено. У каждой компании есть свои активы и собственность. Вместе с тем, в компании работают лица, которые являются ее владельцами, управленцами, наемными работниками. При формировании учетной политики организации, необходимо принять во внимание допущение о том, что активы и обязательства компании не пересекаются с личными активами и обязательствами ее сотрудников, а также с активами и обязательствами сторонних фирм. Таким образом, имущество компании не должно использоваться в личных целях, также как и имущество ее сотрудников не должно быть связано с обязательствами, которые взяла на себя организация. Для того чтобы обеспечить прозрачность, связанную с активами, оборудованием и денежными средствами, бухгалтер должен позаботиться о том, чтобы весь документооборот отражал реальную ситуацию, оборудование, указанное в отчетах было в наличии и использовалось по назначению.

    Важно не понимать допущение буквально. В компании могут находиться сотрудники, которые работают на дому в связи с состоянием здоровья или личной договоренностью. В этом случае компания вправе обеспечить их необходимо техникой и дать возможность построить свою работу эффективно, несмотря на удаленность. Также исключением из правила является лизинг (ФЗ «О финансовой аренде»).

  • Деятельность непрерывна. Данное допущение свидетельствует о том, что компания, для которой идет разработка учетной политики организации, планирует продолжать деятельность, выполнять обязательства, данные инвесторам, кредиторам, компаньонам, клиентам и наемным сотрудникам. Если такого намерения нет, и компании будет ликвидирована (планово), об этом необходимо заявить. Делается такое заявление при разработке учетной политики организации: в документации, отчетах и пояснительной записке, которая идет в дополнение к годовому отчету за истекший год.
  • Учётная политика применяется последовательно. Разработка учетной политики организации происходит не просто так. Она необходима не только для того чтобы вести бухгалтерский учет качественно и законно, но и для того чтобы сопоставлять данные по отчетным периодам и делать прогнозы. Данное допущение свидетельствует о том, что компания намеревается не отступать от разработанной системы ведения учета и планирует пользоваться ей каждый новый расчетный период. При этом, данное правило допускает изменение учетной политики организации: это происходит в случае, если меняются законы, или особенности ведения хозяйственной деятельности компании.
  • Факты финансово-хозяйственной деятельности временно определены. Данное допущение говорит о том, что учитывается период совершения фактов хозяйственной деятельности, а не то время, когда средства были выплачены фактически. Например, период, когда была начислена заработная плата, а не период, когда она была непосредственно выплачена наемным работникам.

Шаг 2. Учёт требований и норм при формировании учетной политики организации.

  • Полнота документации. Говорит о том, что в документации компании должны быть отражены все факты хозяйственной и финансовой деятельности, до единого. Именно таким образом должна быть сформирована учетная политика организации: каждая операция должна быть отражена и подтверждена документально.
  • Своевременность отчетов. Своевременные отчеты, декларации и другие виды документов, необходимых для сторонних организаций (налоговая служба, социальные фонды) — гаранты эффективной работы и отсутствия штрафов. Также не стоит забывать о первичной документации, которая оформляется в момент совершения сделки или сразу после ее проведения.
  • Осмотрительность. Осмотрительность связана с балансом доходов и расходов. С одной стороны, организация должна с большим энтузиазмом признавать возможность появления новых расходов и трат, нежели доходов и прибыли в целом. Таким образом, специалисты будут готовы к неожиданным убыткам и смогут организовать работу так, чтобы быть готовым к их появлению. Вместе с тем, такой подход не нужно путать с формированием скрытых резервов и желанием скрыть доходы и продемонстрировать расходы для того, чтобы уйти от лишних налоговых выплат. Речь идет лишь о грамотном отражении сложившейся ситуации в балансе и готовности к дополнительным тратам.
  • Содержание важнее формы. Речь идет о том, что содержание (смысл ведения финансовой деятельности) всегда находится в приоритете над формой (фактом оформления той или иной документации или совершения финансово-хозяйственного действия). Например, руководителям организаций можно выдавать крупные ссуды, но не в период, когда состояние компании неустойчивое, у нее есть непогашенные долги и большое количество невыполненных обязательств.
  • Отсутствие противоречий. Аналитический и синтетический учет должны быть тождественны, по крайней мере, к концу каждого календарного месяца.
  • Рациональный подход. Разработка учетной политики организации предполагает использование системы учета, которая полностью адекватна размерам компании, особенностям ее деятельности и дальнейшим планам.

Шаг 3. Учет основных особенностей компании.

Для того чтобы разработать уникальную, удобную, но не противоречащую законам РФ учетную политику, необходимо учесть все особенности организации, а именно:

  • Организационно-правовую форму.
  • Отрасль и вид деятельности.
  • Количество сотрудников, объем деятельности, охват клиентской базы.
  • Особенности управленческого аппарата.
  • Финансовые планы и стратегии.
  • Базовую составляющую (первоначальный капитал).
  • Уровень квалификации бухгалтеров.

Только проанализировав все вышеперечисленные факторы (их может быть значительно больше), бухгалтер сможет создать учетную политику организации, которая позволит сделать работу компании удобнее, эффективнее и показательнее.

Благодаря учету данных особенностей организации появится система, которая позволит уменьшить риски, исключить штрафы и увеличить выгоды любой компании, будь то крупный международный холдинг либо небольшая частная фирма.

Шаг 4. Проверка соблюдения основных нормативных стандартов.

Разработка учетной политики организации происходит в полном соответствии существующим стандартам и требованиям. В ее основе должны находиться законодательные акты, указы Президента РФ, все существующие Постановление правительства. Кроме того, бухгалтер опирается и на более специфичные законы, касающиеся непосредственного ведения бухгалтерской деятельности, а именно: все стандарты и положения, связанные с бухгалтерским учетом, комментарии Минфина, инструкции, стандарты, шаблоны и формы отчетности.

Только зная все существующие положения и понимая систему их взаимодействия друг с другом, можно сформировать удобную и эффективную учетную политику организации, которая поможет избежать рисков и штрафов, а также даст возможность провести серьезную аналитическую работу (внутри организации) и сделать качественные прогнозы.

Ретроспективное изменение учетной политики.

При ретроспективном применении изменений учетной политики:

1. Подлежат корректировке показатели отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также – в случае возможности корректировки – показатели связанных статей отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели.

2. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (предшествующих годов) раскрывается в отчетности отчетного года.

3. Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, записями по счетам бухгалтерского учета согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление отчетности.

4. Утвержденная отчетность за предшествующий год (предшествующие годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям этой отчетности.

Невозможно применить ретроспективное изменение учетной политики, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления отчетности за предшествующий год.

Тогда учреждение применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики) (п. 18 СГС «Учетная политика»).

Документы – основания для формирования учетной политики.

При формировании учетной политики учреждению следует руководствоваться (п. 7 СГС «Учетная политика»):

  • особенностями своей структуры;

  • отраслевыми особенностями деятельности;

  • СГС «Учетная политика»;

  • нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • учетной политикой учредителя.

В случае если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности, определяет учетную политику исходя из требований СГС «Концептуальные основы»[4].

Допустимо формирование учетной политики посредством как принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и принятия отдельных правовых актов либо включения соответствующих положений в отдельные правовые акты (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов) (Методические указания № 02-06-07/62480).

Организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при формировании учетной политики должны предусмотреть особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий (п. 10 СГС «Учетная политика»).

Документы, утверждаемые учетной политикой.

2) рабочий план счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

3) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

4) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации в учреждении, в том числе порядок взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

6) правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов при ведении бухгалтерского учета и (или) порядок и сроки составления отчетности централизованной бухгалтерией;

7) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

8) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;

9) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности учреждения.

Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета, учреждению необходимо выбрать такой метод и установить его в рамках своей учетной политики.

Например, СГС «Концептуальные основы» предусмотрено два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств (метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения), СГС «Основные средства[5]» – три метода начисления амортизации на объекты основных средств (линейный метод, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции).

В этом случае документы учетной политики должны содержать положения, определяющие один из указанных методов для отдельных видов объектов учета. Минфин еще раз напомнил, что документы учетной политики не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (Методические указания № 02-06-07/62480).
Например, не надо включать однозначно установленные Инструкцией № 157н[6] и СГС «Концептуальные основы» нормы, такие как:

  • при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления;

  • основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на за- балансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Внесение изменений в учетную политику.

Согласно п. 13 СГС «Учетная политика» учетная политика меняется с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

С учредителем и соответствующим финансовым органом необходимо согласовывать вносимые в течение года поправки, не связанные с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление отчетности.

Не считаются изменением учетной политики (п. 14 СГС «Учетная политика»):

1. Применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее.

Например, Минфин в Методических указаниях № 02-06-07/62480 отметил, что не будут считаться изменением учетной политики:

а) установление учреждением особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах бухгалтерского учета рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику) операций:

  • по выплате заработной платы в безналичной форме расчетов в рамках реализации «зарплатных» проектов, при условии что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);

  • по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;

б) изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета при переходе на электронный документооборот.

2. Утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

Например, у учреждения возник новый вид деятельности – организация для сотрудников питания в столовой или осуществление органами власти функций, которые они ранее не выполняли (Методические указания № 02-06-07/62480).

Отражение в финансовой деятельности учреждения изменения учетной политики.

СГС «Учетная политика» введено такое понятие, как последствия изменения учетной политики. Следовательно, учреждению необходимо применять соответствующую норму в своей деятельности.

Согласно п. 15 СГС «Учетная политика» последствия изменения учетной политики – это изменение показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности учреждения и (или) движение его денежных средств.

Такие последствия оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются изменения (п. 15 СГС «Учетная политика»).

Последствия внесения изменений в учетную политику должны быть отражены в учете и отчетности учреждения.

Источники

  • https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/finansovyy_uchet/celi_i_principy_uchetnoy_politiki/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a82/936072.html
  • http://MultiBuh.ru/osnovnye-principy-buxgalterskogo-ucheta/
  • https://www.audit-it.ru/terms/accounting/bukhgalterskiy_uchet.html
  • https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/finansovyy_uchet/uchetnaya_politika_organizacii/
  • https://www.audit-it.ru/terms/accounting/uchetnaya_politika.html
  • https://www.regberry.ru/malyy-biznes/uchetnaya-politika
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/polozhenie_po_buhgalterskomu_uchetu_i_uchetnaya_politika_organizacii/
  • https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/finansovyy_uchet/struktura_uchetnoy_politiki/
  • https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/suschnost_i_soderzhanie_buhgalterskogo_ucheta/trebovaniya_i_dopuscheniya_v_buhgalterskom_uchete/
  • https://FB.ru/article/444532/formirovanie-uchetnoy-politiki-osnovyi-i-printsipyi-uchetnaya-politika-dlya-tseley-buhgalterskogo-ucheta
  • https://www.profbuh.ru/buh-uslugi/razrabotka-formirovanie-uchetnoy-politiki-organizacii/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a82/1002792.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: