Учет банковских гарантий в бюджетных учреждениях в 2020 году

Содержание
  1. Что такое бюджетные и денежные обязательства?
  2. Как принимать бюджетные и денежные обязательства?
  3. Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?
  4. Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?
  5. Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок
  6. Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки
  7. Корректировка принятых бюджетных и денежных обязательств
  8. Ответственность за принятые бюджетные обязательства
  9. Факт получения/выдачи банковской гарантии в учете у принципала и бенефициара
  10. Пример проводок у бенефициара: получение и списание гарантии
  11. Что влияет на порядок бухгалтерского учета оплаты комиссии за выдачу гарантии?
  12. Два вида проводок для отражения комиссии по банковской гарантии при покупке имущества
  13. Бухгалтерские записи в бюджетном (автономном) учреждении
  14. Способы обеспечения контракта
  15. Размер обеспечения
  16. Бюджетный учет обеспечения исполнения контракта на какой счет в бухучете
  17. Бюджетный учет обеспечение исполнения контракта
  18. Что отразить в учетной политике
  19. Как распределяются права и обязанности при оформлении банковской гарантии
  20. Документы и основания для бухгалтерского учета банковских гарантий
  21. Налоговый учет
  22. Особенности учета других банковских гарантий
  23. Регистрируем банковскую гарантию в бюджетном учете
  24. Проводим банковскую гарантию для казенного учреждения
  25. Отражаем банковскую гарантию в налоговом учете
  26. Формируем проводки при неисполнении обязательств
  27. Оплачиваем и регистрируем комиссию за выдачу банковской гарантии

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

  • Дт 1 502 11 226;
  • Кт 1 502 12 226.

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Корректировка принятых бюджетных и денежных обязательств

Иногда бывают такие случаи, когда при выполнении договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленный товар или выполнение услуг. В этом случае руководству бюджетного учреждения необходимо проводить корректировку по выполнению бюджетных обязательств.

Например, сумма согласно договора одна, а по факту она меньше, тогда составляется дополнительное соглашение на корректировку «красного сторно» на соответствующую сумму.

Если в обратном направлении, то есть сумма по факту больше чем по договору, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.

Этот вариант подходит только тогда, когда предприятие еще не исчерпало свой лимит бюджетных обязательств. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Ответственность за принятые бюджетные обязательства

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Факт получения/выдачи банковской гарантии в учете у принципала и бенефициара

Для учета стоимости банковской гарантии у бенефициара предусмотрен забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Списывается полученное обеспечение с забалансового учета по мере погашения задолженности. По каждому полученному обеспечению бенефициару необходимо вести аналитический учет.

По поводу отражения в бухучете банковской гарантии принципалом существует две позиции:

Позиция 1: принципал банковскую гарантию в своем учете не отражает.

Сторонники этой позиции объясняют свою точку зрения тем, что банковскую гарантию принципал:

  • получает не для себя, а для бенефициара (своего кредитора);
  • гарантию не выдает (ее выдает банк).

Следовательно, отсутствуют основания для применения принципалом забалансовых счетов 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» для учета банковской гарантии.

Позиция 2: принципалу необходимо отразить банковскую гарантию за балансом.

Такой подход позволяет:

  • учесть факт смены кредитора при неисполнении обязательства принципалом (когда гарант становится кредитором вместо бенефициара);
  • отражать дополнительные санкции, установленные по соглашению с гарантом (например, специальные неустойки за несвоевременное исполнение обязательств перед гарантом).

От того, насколько достоверна отражаемая на забалансовых счетах информация о банковской гарантии, зависит точность оценки внешними пользователями бухгалтерской отчетности состояния кредиторской задолженности принципала. Особое значение отражение в учете принципала банковской гарантии приобретает в том случае, если сделка крупная и подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Пример проводок у бенефициара: получение и списание гарантии

Рассмотрим пример, помогающий бенефициару сориентироваться по основным проводкам в бухучете.

ООО «Трейдинг» закупило партию товаров стоимостью 1 693 461 руб. на условиях отсрочки платежа. Продавец ПАО «Поставка» затребовал в качестве обеспечения обязательства по оплате банковскую гарантию.

Проводки у бенефициара (ПАО «Поставка») после получения гарантии и поставки товара:

Бухгалтерские проводки

Сумма, руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

008

1 693 461

Отражена за балансом полученная банковская гарантия

62

90

1 693 461

Отгружен товар покупателю ООО «Трейдинг»

Покупатель в обозначенный договором срок товар не оплатил. ПАО «Поставка» направило в банк письменное сообщение о необходимости уплаты долга принципала по банковской гарантии, приложив необходимые документы.

После рассмотрения документов и их проверки банк перечислил деньги по гарантии. В учете ПАО «Поставка» произведены следующие проводки:

Бухгалтерские проводки

Сумма, руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

51

76

1 693 461

Получены деньги от банка по гарантии

76

62

1 693 461

Погашен долг ООО «Трейдинг»

008

1 693 461

Списано обеспечение оплаты с забалансового учета

Если бы покупатель вовремя погасил задолженность за товар, в учете бенефициара было бы значительно меньше бухгалтерских проводок. Всё ограничилось бы отражением и списанием полученного обеспечения на забалансовом счете.

Что влияет на порядок бухгалтерского учета оплаты комиссии за выдачу гарантии?

Выдача гарантии — это платная услуга. Комиссия кредитного учреждения за выдачу гарантии может устанавливаться по-разному:

  • в твердой сумме;
  • в процентах от суммы гарантии;
  • иным способом.

Кроме того, гарант может устанавливать дополнительные условия оплаты комиссии по выдаче банковской гарантии. Он может потребовать от принципала уплатить комиссию единовременно всей суммой или выплачивать частями в течение срока действия гарантии.

Всё это оказывает влияние не только на порядок бухгалтерского учета данного вида расходов, но и требует от принципала дополнительной проработки своей учетной политики (об этом расскажем в последующих разделах).

Два вида проводок для отражения комиссии по банковской гарантии при покупке имущества

Поставщик дорогостоящего оборудования или продавец здания может поставить обязательным условием при заключении договора с покупателем наличие банковской гарантии. В бухучете покупателя вознаграждение гаранту будет признаваться расходом. Однако учет этого расхода будет различным в зависимости от того, в какой момент он осуществлен: до постановки купленного имущества на учет или после него. В каждом случае применяется свой набор бухгалтерских проводок по отражении комиссии за выдачу банковской гарантии.

  1. Вознаграждение гаранту уплачено до того, как приобретенное имущество отразили на счетах бухучета.

Какие используются проводки по учету банковской гарантии у принципала в такой ситуации? Сумма вознаграждения гаранту включается в стоимость приобретенного актива, так как этот расход непосредственно связан с его приобретением (п. 6 ПБУ 5/01«Учет материально-производственных запасов», п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Для такого случая применяется следующий набор проводок:

Указанная учетная схема отражает проводки по оплате банковской гарантии и по ее отражению в составе кредиторской задолженности до момента перечисления денег принципалом.

ПАО «Современные технологии» планирует приобрести офисное здание стоимостью 150 364 199 руб. у ООО «Недвижимость+». В качестве обеспечения обязательств покупатель предоставил продавцу банковскую гарантию.

Условия предоставления гарантии:

  • вознаграждение банку (4% от суммы сделки) — 6 014 568 руб. (150 364 199 руб. × 4%);
  • срок действия гарантии — 1 месяц;
  • порядок уплаты комиссии — единовременно всей суммой.

ПАО «Современные технологии» уплатило комиссию и выкупило у продавца недвижимость. В бухучете произведены записи:

Бухгалтерские проводки

Сумма, руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

76

51

6 014 568

Перечислена комиссия банку-гаранту

08

76

6 014 568

Сумма вознаграждения гаранту учтена в стоимости здания

08

60

150 364 199

Стоимость здания отражена в составе внеоборотных активов

01

08

156 378 767

(150 364 199 + 6 014 568)

Здание учтено в составе основных средств принципала

  1. Гарантия выдана после того, как стоимость актива была сформирована.

Здесь нормы бухучета не позволяют учесть сумму вознаграждения гаранта в первоначальной стоимости актива. После того как учетная стоимость имущества сформирована, изменять ее не разрешается.

В такой ситуации признается прочий расход и производятся проводки:

Ситуация опасная, если вознаграждение гаранту, уплаченное до того, как первоначальная стоимость актива будет сформирована, будет учтено в составе прочих расходов. Это вызовет искажение величины налога на имущество, который рассчитывается по данным бухучета. Учитывая, что с 2019 года из налогооблагаемой базы исключается стоимость движимого имущества, неправомерное списание вознаграждения гаранту в составе прочих расходов исказит базу по налогу на имущество, если покупатель приобрел недвижимость.

Бухгалтерские записи в бюджетном (автономном) учреждении

Перечисление бюджетным (автономным) учреждением средств в обеспечение заявки на специальный счет в банке и их блокировка может отражаться следующим образом:

  • Дебет 0 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 201 11 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) — перечислены средства в обеспечение заявки на специальный счет в банке;
  • Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) — отражена блокировка средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 0 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 210 05 660 — отражено снятие блокировки средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 0 201 11 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) — отражен возврат средств обеспечения со специального счета в банке.

Способы обеспечения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться:

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона №44‑ФЗ
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона №44‑ФЗ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 №Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона №44‑ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона №44‑ФЗ, то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. быть безотзывной;
  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;
  4. содержать:
  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Размер обеспечения

В соответствии с п. 6 ст. 96 Закона №44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять:

  • от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
  • сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, причем способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен (п. 7 ст. 96 Закона №44‑ФЗ).

Бюджетный учет обеспечения исполнения контракта на какой счет в бухучете

КОСГУ”.

Бухгалтерские записи по перечислению денежных средств в виде денежного залога и их возврату приведены в Приложении 1 к Письму Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257:


3 Перечислены учреждением, как участником закупки денежные средства в обеспечение исполнения контракта (договора) 10 500,00 2 210 05 560 2 201 11 610 Увеличение заб.счета 18 (610) 4 Зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства, перечисленные ранее в обеспечение исполнения контракта (договора) 8 500,00 2 201 11 510 увеличение заб.счета 17 (510) 2 210 05 660

В Письме также уточнено, что операции по перечислению денежных средств в виде денежного залога и их возврату до внесения изменений в положения Инструкции № 33н следует отражать в строках 731 и 732 раздела 3 формы 0503737 “Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности”, далее – Отчет (ф.

N 44-ФЗ).

Что касается размера обеспечения исполнения контракта, то он должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (п. 6 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).

В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта определяется в размере аванса.

Если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется с учетом положений, предусмотренных ст.

Бюджетный учет обеспечение исполнения контракта

Закона № 44‑ФЗ

  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены.

  • после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, – учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
  • Если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт.

Что отразить в учетной политике

Порядок списания комиссионного вознаграждения банку необходимо закрепить в учетной политике организации. Следует руководствоваться положениями ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Учтите следующие правила:

  • траты по займам следует относить в состав прочих расходов компании (п.
    7 ПБУ 15/2008);
  • затраты можно принять полностью в том отчетном периоде, в котором они были понесены (п. 8 ПБУ 15/2008);
  • допускается распределить комиссионные траты равномерно, в течение всего срока действия договора (п.
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, с учетом изменений, внесенных с 6 января 2018 года приказом Минфина России от 29.11.2017 N 212н, по счетам аналитического учета счета 0 210 05 000 “Расчеты с прочими дебиторами” формирование 1-17 разрядов осуществляется следующим образом: – в 1-4 разрядах номера счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы); – в 5-17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 “Поступление на счета бюджетов”.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кредит 2 201 11 610, с одновременным увеличением забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ) – отражено перечисление обеспечения по контракту; 2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 660, с одновременным увеличением забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ) – отражен возврат ранее перечисленного обеспечения по контракту. Государственное (муниципальное) бюджетное учреждение составляет план финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД) в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее – Требования N 81н), в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее – учредитель), если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (п.

Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Как распределяются права и обязанности при оформлении банковской гарантии

Банковская гарантия — это обязательство, которое банк или любая другая кредитная организация выставляют в качестве страховки исполнения контрактных (договорных, закупочных) условий (ст. 368 ГК РФ). Она предоставляется как в электронной, так и в письменной форме. Если исполнителем нарушен ряд условий, то банк выплачивает организации-заказчику документально установленную денежную сумму.

В отношениях, связанных с предоставлением гарантии, задействованы три участника:

  • гарант (банк) — субъект, который за определенное вознаграждение принимает на себя обязательство по выдаче гарантии;
  • принципал (исполнитель) — участник, инициирующий выдачу банковской гарантии и являющийся должником в соответствии с условиями соглашения;
  • бенефициар (заказчик) — лицо, чьи интересы защищаются посредством гарантии банка.

Бенефициар и принципал выступают в этом случае сторонами соглашения, как и при заключении госконтракта. Они действуют строго в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. 420 ГК РФ). Их взаиморасчеты производятся вне юрисдикции взаимоотношений, установленных с третьей стороной — банком, который предоставил гарантию.

Стороны взаимодействуют с учетом действующего договора банковской гарантии — документа, определяющего правоотношения всех трех сторон: гаранта, бенефициара и принципала. В соглашении о предоставлении банковской гарантии в обязательном порядке указывается, что банк-гарант производит выплату гарантии только в том случае, если поставщик-принципал не может исполнить обязательства, установленные госконтрактом, перед заказчиком-бенефициаром. В договоре банковской гарантии в обязательном порядке прописываются обстоятельства, по причине которых и наступают ситуации выплаты банковского обеспечения.

Документы и основания для бухгалтерского учета банковских гарантий

Регулируются операции по банковской гарантии гражданским и банковским законодательством. В этих же нормативно-правовых актах можно найти ответ на вопрос, ставится ли на учет банковская гарантия.

В Гражданском кодексе положения, регламентирующие такое финансовое обязательство, прописаны в главе 23 (параграф 6, ст. 168, 169, 374-379, ст. 429 ГК РФ). Выдача банковской гарантии кредитными организациями относится к операциям банка (п. 8 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1).

При заключении договора поставки не допускается указывать условие о банковской гарантии, если нет основания предполагать, что гарантийные обязательства будут получены от гаранта на определенных условиях (Определение ВС РФ по делу № 305-ЭС16-14210 от 30.01.2017). Но когда речь заходит о государственных закупках в соответствии с нормативами закона о Федеральной контрактной системе, условие о гарантии, выдаваемой в качестве обеспечения исполнения контракта, является обязательным. Об этом говорится в ст. 96 44-ФЗ. Заказчик обязан включать в документацию о закупке, извещение о заказе, приглашении принять участие в определении поставщика закрытым способом требование об обеспечении исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 44-ФЗ). Исключением являются ситуации, определенные в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

В ч. 3 ст. 96 прописано, что такое обеспечение исполнения контракта предоставляется в виде банковской гарантии. Она должна соответствовать требованиям, установленным в ст. 45 44-ФЗ. Поставщик имеет возможность предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения госконтракта и в виде денежных средств, переведя нужную сумму на расчетный (лицевой) счет, указанный организацией-заказчиком. Способ гарантии своих обязательств определяет сам участник закупки.

Налоговый учет

Отражение гарантии от банка нужно делать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете организации. Налоговый учет банковских гарантий производится в соответствии с нормами НК РФ. Вознаграждение учитывается в составе прочих затрат, связанных с выпуском и реализацией различной продукции, и в качестве расходов иного характера.

Налоговый кодекс РФ предполагает сдачу в ИФНС отчетности, включающей расходы по банковской гарантии в период ее фактического предоставления, а не по срокам выплат по ней денежных сумм. В налоговом учете датой получения банковской гарантии считается день подписания договора (основного соглашения) о выдаче гарантийных обязательств клиенту.

Налоговый учет гарантий банка имеет ряд нюансов. Приобретение товаров, работ и услуг по контракту сопряжено с начислением НДС, за исключением продукции, не облагаемой налогом на добавленную стоимость. Операции по применению гарантий банка не облагаются НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ).

После получения оплаты гарантии за неисполненные поставщиком обязательства от банка-гаранта бенефициар-заказчик включает ее в доходы аналогично тому, как учитывалась бы оплата принципала без использования банковской гарантии.

Принципал вправе учитывать расходы по гарантии (комиссию гаранту) для целей налогового учета либо как прочие расходы, либо в качестве внереализационных расходов. В любом из указанных случаев затраты признаются в течение всего срока действия банковской гарантии равными частями (Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/4 от 11.01.2011).

Особенности учета других банковских гарантий

Когда гарантийные обязательства оформляются в качестве обеспечения государственного контракта, комиссия гаранта учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности или как прочие расходы. Вот так выглядит на схеме порядок учета:

При учете комиссии, выплачиваемой банку-гаранту, составляем корреспонденцию, аналогичную отражению вознаграждения, уплачиваемого в случае договора займа.

Регистрируем банковскую гарантию в бюджетном учете

Учетные процедуры для бюджетников отличаются от коммерческих операций. Во-первых, учет банковских гарантий в бухгалтерском учете бюджетного учреждения зависит от формы предоставления:

  • в виде денежных средств на расчетный счет — используем счет 304 01 по КФО 3, так как это средства во временном распоряжении;
  • в виде документа от банка-гаранта — применяем забалансовый счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Бюджетные заказчики обязаны предъявлять требования об обеспечении заявок и контрактов при проведении электронных конкурсов и аукционов. Исполнитель направляет обеспечение в форме денежных средств на временное распоряжение или в виде документального подтверждения от банка-гаранта. Учет гарантийных обязательств в бюджете ведется в соответствии с инструкцией 157н от 01.12.2010 (п. 351 инструкции). Для фиксации денежных гарантийных средств забалансовые счета не применяются (письмо Минфина № 02-07-07/31342 от 27.07.2014).

Бухгалтерские записи формируются в день предоставления гарантии. Сумма всегда равна тем обязательствам, которые страхует банк-гарант. Как только действие страховки заканчивается, бухгалтер списывает обеспечение с 10 забалансового счета. Вот основные проводки для учета банковской гарантии в бюджетном учреждении:

Бухгалтерская запись Примечание Обоснование
Обеспечение в виде перечисления денежных средств
Дт 3 201 11 510 Кт 3 304 01 73Х Одновременное увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ, КОСГУ 510) Получение обязательства
Дт 3 304 01 83Х Кт 3 201 11 610 Одновременное увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ, КОСГУ 610) Возврат средств поставщику после полного исполнения контракта
Обеспечение в виде банковской гарантии
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 41 660 Увеличение забалансового счета 10 датой предоставления обеспечения Поступление гарантийного финансирования
Дт 2 205 41 560 Кт 2 401 10 140 Принятие гарантийных средств в качестве дохода учреждения

Проводим банковскую гарантию для казенного учреждения

У казенных учреждений обеспечение учитывается только как средства во временном распоряжении — по КФО 3. В дальнейшим их надлежит зачислить в доход бюджета. Операционные проводки для учета банковской гарантии в казенном учреждении формируются в зависимости от того, какую роль в администрировании финансов играет организация и какие у нее полномочия. Вот основные бухгалтерские записи:

  1. Для казенных учреждений — ПБС, РБС, ГРБС и администраторов доходов: Дт КИФ 3 201 11 510 Кт гКБК 3 304 01 730 — поступление средств.
  2. Для ПБС, РБС, ГРБС и администраторов доходов: Дт гКБК 3 304 01 830 Кт КИФ 3 201 11 610 — перечисление средств в доходы бюджета.
  3. Для администраторов бюджета: Дт КДБ 1 209 40 560 Кт КДБ 1 401 10 140 — начисление прибыли от поступления.
  4. Для администраторов с ограничением полномочий: Дт КДБ 1 304 04 140 Кт КДБ 1 209 40 660 — отражение расчетов.
  5. Для администраторов с полными полномочиями: Дт КДБ 1 210 02 140 Кт КДБ 1 209 40 660 — зачисление денег в бюджет.

Отражаем банковскую гарантию в налоговом учете

При налоговом учете банковских гарантий соблюдаем нормы Налогового кодекса РФ. Регистрация поступлений фиксируется как прочие издержки на выпуск и реализацию продукции. В ряде налоговых отчетов есть раздел, где отражается учет банковской гарантии в налоговом учете, — расходы по обеспечению необходимо демонстрировать в ИФНС в том отчетном периоде, когда она была фактически предоставлена. Отражаем по факту предоставления, а не по срокам выплат. День получения гарантийных обязательств — это дата подписания соглашения с банком-гарантом.

При налоговом учете обеспечения не забывайте о следующих правилах:

  1. Закупка товаров, работ и услуг по госконтракту сопровождается начислением НДС. Исключением является не облагаемая налогом продукция.
  2. Применение гарантийных опций не облагается НДС (пп. 3 п. 3 ст. 159 НК РФ).
  3. Гарантийная оплата, перечисленная гарантом за недобросовестные действия принципала, включается бенефициаром в доходы точно так же, как учитывались бы негарантийные поступления.
  4. Расходы на банковскую гарантию — комиссия банку — учитываются в целях налогового учета как прочие или внереализационные расходы.
  5. Затраты на обеспечение признаются равными частями на весь срок действия соглашения с гарантом (письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/4 от 11.01.2011).

Формируем проводки при неисполнении обязательств

Как работает гарантийная система? Принципал (поставщик) берет у гаранта (банка) документ, страхующий возможность неисполнения поставщиком обязательств по государственному контракту, и передает его бенефициару. Если исполнитель нарушает условия контракта и не выполняет положенные обязательства, заказчик обращается в банк за компенсацией, уведомляя об этом поставщика. Банк направляет запрос по возмещению расходов поставщику — предъявляет ему регрессивное требование. Бухгалтер принципала формирует аналогичные проводки по обеспечению исполнения контракта, но только по причине его неисполнения:

  • Дт 60 Кт 76 — принятие регрессивного требования от гаранта;
  • Дт 76 Кт 51 — возврат долга банку-гаранту.

Бенефициар отражает неисполнение бухгалтерской записью Дт 76.2 Кт 62. Это означает, что банк компенсировал заказчику неисполненные обязательства по госконтракту.

Оплачиваем и регистрируем комиссию за выдачу банковской гарантии

При заключении соглашения с принципалом гарант объявляет точную сумму комиссии за финансовые услуги. В договоре прописывается форма комиссионных отчислений — фиксированная, процент от цены обеспечиваемого госконтракта или любая другая.

В гарантийном договоре стороны определяют все условия сделки — сумму комиссии, порядок оплаты комиссионных, срок возвращения долга. К примеру, принципал вправе закрепить условие о равномерном распределении комиссионных платежей на весь срок действия соглашения.

И если с регистрацией в бухучете обеспечения все не так однозначно, то комиссию надлежит отражать в обязательном порядке. Допустим, организация приобретает оборудование на сумму 1 000 000,00 рублей. Руководитель обращается в банк за гарантией — страхуется своевременная оплата. Комиссия по договору — 1,5%, или 15 000,00 рублей. Срок документа — 1 месяц. Если комиссионные перечислили гаранту до покупки оборудования и перечисления денежных средств, то комиссию включают в расходы на покупку актива (п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01). В указанной сделке все стороны своевременно выполнили обязательства, банковская гарантия не применялась. Для отражения операций используется такой счет учета банковских гарантий:

Проводки Сумма, в рублях Описание
Дт 76 Кт 51 15 000,00 Комиссия перечислена банку-гаранту
Дт 08 Кт 76 15 000,00 Сумма комиссии включена в стоимость актива
Дт 08 Кт 60 1 000 000,00 Стоимость имущества отражена во внеоборотных активах
Дт 01 Кт 08 1 015 000,00 Итоговая стоимость приобретенного имущества отражена в составе основных средств

Если за банковской гарантией обратились после формирования стоимости имущества, то включить комиссионные расходы в цену и изменить учетную стоимость актива не получится. Для учета комиссионных, не учтенных в цене, формируйте бухгалтерскую запись Дт 91.2 Кт 76.

Источники

  • https://grnt.ru/blog/uchet-kazennye/byudzhetnyie-i-denezhnyie-obyazatelstva-v-kazennyih-uchrezhdeniyah/
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/prinyatye_byudzhetnye_obyazatelstva_buhgalterskie_provodki/
  • https://online-buhuchet.ru/uchet-obyazatelstv-v-byudzhetnyx-uchrezhdeniyax/
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/uchet-bankovskoj-garantii-v-buhgalterskom-uchete-provodki/
  • https://grnt.ru/blog/obespechenie-zayavki-s-01-10-2018/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/419998/
  • https://narodnya-kassa.ru/byudzhetnyj-uchet-obespecheniya-ispolneniya-kontrakta
  • https://goskontract.ru/tender/kak-vesti-uchet-bankovskikh-garantiy
  • https://gozakaz.ru/instruktsiya-po-bukhgalterskomu-i-nalogovomu-uchetu-bankovskikh-garantiy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: