Учет и расчет транспортно-заготовительных расходов

Содержание
  1. Понятие транспортно-заготовительных расходов (что такое ТЗР)
  2. Состав транспортно-заготовительных расходов
  3. Особенности учета транспортировки основных средств
  4. Налоговый учет ТЗР: нюансы
  5. Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов
  6. Бухучет: списание ТЗР в расходы
  7. Перечень ТЗР
  8. Норма расходов
  9. Примеры проводок
  10. Расчет транспортных расходов
  11. Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров
  12. Расчет затрат
  13. Методы распределения ТЗР
  14. Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
  15. ОСНО
  16. Перевыставление ТР покупателю
  17. УСН
  18. Формулы для налогового учета ТЗР
  19. Рассчитать прямые транспортные расходы
  20. ЕНВД
  21. Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете
  22. Счета, типовые корреспонденции
  23. Включение в себестоимость ТЗР, осуществленных после перехода права собственности
  24. Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы
  25. Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
  26. Включение ТЗР в стоимость товаров
  27. Учет ТЗР отдельно от покупной стоимости материалов/товаров
  28. Дополнительный способ налогового учета ТЗР (только для товаров)
  29. Налог на прибыль
  30. Заключение

Понятие транспортно-заготовительных расходов (что такое ТЗР)

ТЗР – это совокупность издержек, имеющих отношение к заготовке, приобретению и транспортировке ресурсов (товаров, сырья, материалов и других ресурсов в овеществленной форме). Обычно к таким тратам причисляются:

  • Доставка ресурсов.
  • Оплата страховки грузов.
  • Плата в виде пошлин на таможне.
  • Оплата по договорам с посредническими компаниями и снабженцами.
  • Финансирование погрузочно-разгрузочных услуг.
  • Содержание складских помещений и трудящегося на складских территориях персонала.
  • Трудовое вознаграждение сотрудников, заготавливающих, принимающих, обеспечивающих сохранность и отпуск овеществленных ценностей.
  • Такса за передержку ценностей в камерах хранения вокзалов, портов, аэропортов.
  • Командировочные затраты, имеющие отношение к приобретению ценностей.
  • Размер потерь, понесенных в рамках норм естественной убыли.

Состав транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:

  • оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
  • погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
  • возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
  • величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.

КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.

В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.

Особенности учета транспортировки основных средств

Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции. Данное правило зафиксировано в пункте 8 Правил бухгалтерского учёта. Оно касается следующих основных средств (ОС):

  • созданные предприятием;
  • купленные по соответствующему договору;
  • купленные по договорам, которые предполагают оплату не денежными средствами;
  • объекты, приобретенные безвозмездно (к примеру, по договору дарения).

Весь данный перечень будет учитываться в качестве затрат капительного типа. То есть, они повышают первоначальную стоимость единицы товара. Отражать рассматриваемые траты нужно на дебете по счету капитальных вложений. Корреспонденция – счеты по расходам.

Траты по перемещению объектов, которые не нуждаются в монтаже, внутри территории компании будут отражаться в издержках производства.

К таким объектам могут относиться транспортные средства, отдельное оборудование, строительные объекты. К передвижным объектам могут относиться экскаваторы, бетономешалки и прочее. Если техника перемещается на строительный объект, ее передвижение связано с монтажными и демонтажными работами, траты учитываются в расходах по эксплуатации техники. Расходы не будут включены в первоначальную стоимость.

Налоговый учет ТЗР: нюансы

Полезно будет рассмотреть некоторые нюансы налогового учета ТЗР. Существуют 2 наиболее распространенные его схемы — учет ТЗР в торговой организации и аналогичная процедура на производственном предприятии.

Одна из ключевых задач бухгалтера фирмы в обоих случаях — исчислить корректную сумму ТЗР в целях списания в расходы в отчетном периоде.

1. Вычисляется средний процент (ПРОЦ) ТЗР по формуле:

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ)) / (СЕБ (ТМ) + ОСТ (КМ)) × 100%,

где:

ТЗР (НМ) — расходы по остаткам нереализованных товаров по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ТМ) — общая сумма расходов в текущем месяце;

СЕБ (ТМ) — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТ (КМ) — остаток нереализованных товаров на складе по состоянию на конец месяца.

2. Вычисляется сумма ТЗР по остаткам нереализованных товаров (ТЗР (ОСТ)) по формуле:

ОСТ (КМ) × ПРОЦ.

3. Определяется сумма ТЗР, которые можно списывать в расходы в отчетном периоде по формуле:

ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ) – ТЗР (ОСТ).

Если фирма занимается производством, то для расчета ТЗР по материалам (как основному МПЗ) должна использоваться другая формула (она основана на положениях п. 87 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ОТЧ)) / (ОСТ (НМ) + СТ (ОТЧ)) × 100% / СТ (РАСХ),

где ТЗР (НМ) — остаток ТЗР по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ОТЧ) — сумма ТЗР по материалам, что поступили на фабрику за месяц;

ОСТ (НМ) — стоимость остатков материалов на начало месяца;

СТ (ОТЧ) — стоимость материалов, прибывших на фабрику за месяц;

СТ (РАСХ) — стоимость материалов, что были израсходованы в производстве за месяц.

Отметим, что если ТЗР относятся к материалам, что отпущены в производство, на нужды управления либо иные цели, их списание должно осуществляться ежемесячно (п. 86 приказа № 119н).

Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов

Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.

Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.

Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:

(ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где

ТЗРнач – величина расходов на начало периода;

ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;

МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;

РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.

Бухучет: списание ТЗР в расходы

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов
=
Остаток ТЗР на начало отчетного периода
+
Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде
:
Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах)
+
Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах)
×
100%

Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода
=
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов
×
Учетная стоимость израсходованных материалов

Такой порядок предусмотрен в пункте 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Пример отражения в бухучете ТЗР с использованием счетов 15 и 16

ООО «Производственная фирма «Мастер»» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.
На 1 февраля в учете организации числилось:

  • на счете 10 – металл в количестве 10 т по учетной цене 2800 руб./т на общую сумму 28 000 руб.;
  • на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.

В течение месяца «Мастером» было приобретено 50 т металла на сумму 168 150 руб. (в т. ч. НДС – 25 650 руб.). Сумма ТЗР по этим материалам составила 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).
В феврале в производство было передано 35 т металла.

Бухгалтер «Мастера» сделал в учете такие проводки:

Дебет 15 Кредит 60
– 142 500 руб. (168 150 руб. – 25 650 руб.) – отражено поступление металла;

Дебет 19 Кредит 60
– 25 650 руб. – учтен НДС по приобретенному металлу;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 25 650 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным материалам (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 10 Кредит 15
– 140 000 руб. (50 т × 2800 руб.) – оприходован металл по учетным ценам;

Дебет 15 Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражены ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60
– 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;

Дебет 16 Кредит 15
– 17 500 руб. (142 500 руб. + 15 000 руб. – 140 000 руб.) – списана разница между учетной ценой и фактической себестоимостью поступившего металла;

Дебет 20 Кредит 10
– 98 000 руб. (35 т × 2800 руб.) – списана учетная стоимость металла, переданного в производство.

Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер «Мастера» рассчитал так.

Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:
2800 руб. × 10 т + 2800 руб. × 50 т = 168 000 руб.

Сумма ТЗР в феврале с учетом остатка на начало месяца равна:
3000 руб. + 17 500 руб. = 20 500 руб.

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, составил:
20 500 руб. : 168 000 руб. × 100% = 12,2%.

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, равна:
98 000 руб. × 12,2% = 11 956 руб.

Дебет 20 Кредит 16
– 11 956 руб. – списаны ТЗР за апрель.

В качестве документа, подтверждающего расчет суммы ТЗР, используйте справку бухгалтера.

Перечень ТЗР

Полного перечня ТЗР не существует. Во многом это связано с тем, что характеристика транспортно-заготовительных расходов на разных предприятиях своя, обусловленная спецификой работы организации. В общем же виде в число ТЗР включаются расходы, связанные с:

  • погрузкой и разгрузкой материалов;
  • транспортировкой, не включенной в стоимость товаров;
  • содержанием складских помещений, предназначенных для хранения материалов до момента их использования в производстве;
  • содержанием складских и заготовительных пунктов в местах самих заготовок (за минусом заработной платы и соц. пакета);
  • оплатой работы организаций, оказывающих посреднические, снабженческие или внешнеэкономические услуги (речь идет о наценках и надбавках);
  • пересечением таможенных границ;
  • издержками за хранение материалов в портах, пристанях или ж/д-станциях;
  • командировками, направленными на покупку или заготовку материалов;
  • появлением недостачи или порчи материалов в ходе их транспортировки или хранения (но не больше, чем предусмотренный размер естественной убыли).

Общая сумма ТЗР может включать и другие суммы. Главное, чтобы разновидности затрат подпадали под определение транспортно-заготовительных расходов.

Норма расходов

Учесть транспортно-заготовительные издержки в полном объеме напрямую в составе себестоимости возможно в случаях, если у компании небольшие объемы поставок. Сложности возникают из-за возможных задержек в предоставлении первичной документации. При работе с несколькими номенклатурными группами рекомендуется вести обособленный учет таких затрат и распределять их на изготавливаемую продукцию пропорционально. Норма ТЗР, которая будет приходиться на отдельные материальные ценности, вычисляется по формуле:

Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода + Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода + Расход материалов за отчетный интервал) * 100.

Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.

Примеры проводок

Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:

  • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
  • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.

Расчет транспортных расходов

Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:

  1. Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
  2. Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
  3. Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
  4. Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.

ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.

Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров

Распределение транспортных расходов между реализованными и нереализованными товарами должны производить только налогоплательщики, которые удовлетворяют сразу 4 признакам:

  • по правовой форме принадлежат к организациям;
  • занимаются оптовой и (или) розничной торговлей;
  • применяют ОСН;
  • доходы (расходы) учитывают методом начисления.

Остальным налогоплательщикам распределять транспортные расходы не надо.

ВАЖНО! Также не нужно распределять транспортные расходы, которые по договору реализации были включены в стоимость покупаемых товаров (абзац 3 ст. 320 НК РФ).

Пример

Сумма расходов на транспортировку товаров до места их хранения (перепродажи):

  • нераспределенных по состоянию на 01.08 — 12 734 руб. без НДС;
  • осуществленных за август — 57 697 руб. без НДС.

Стоимость покупки товаров:

  • реализованных за август — 863 128 руб. без НДС;
  • оставшихся нереализованными на 31.08 — 241 789 руб. без НДС.

Итоги произведенных расчетов:

  • расходы на транспортировку товаров, подлежащие списанию за август, — 55 018,58 руб.;
  • расходы на транспортировку, оставшиеся нераспределенными по состоянию на 01.09, — 15 412,42 руб. (12 734 + 57 697 – 55 018,58).

Расчет затрат

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для этого:

  1. определяется размер прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем;
  2. определяется стоимость покупных товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка нереализованных;
  3. рассчитывается средний процент, как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
  4. определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка продукции на конец месяца.

При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям (Письмо МФ РФ от 03.06.2008 г. № 03-03-09/70).

Методы распределения ТЗР

Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:

  • сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
  • средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
  • сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
  • сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
  • сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.

Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов

Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной

В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.

Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.

Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.

Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.

Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.

ОСНО

Состав ТЗР в налоговом учете не определен. Поэтому к ним можно приравнять затраты, перечисленные в пункте 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. То есть состав затрат будет таким же, как и в бухучете.

При этом в отношении расходов, для которых Налоговым кодексом РФ предусмотрен особый порядок признания, нужно учитывать этот порядок. Например, проценты по заемным средствам (в т. ч. привлеченным для закупки материалов) в налоговом учете нормируются (ст. 269 НК РФ) и включаются в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Иной порядок их учета Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Поэтому включать их в стоимость материалов (в т. ч. в качестве ТЗР) нельзя.

Потери от недостач (порчи), выявленные при приеме материалов в пределах норм естественной убыли, включаются в состав материальных затрат по отдельной статье (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). К прямым расходам такие недостачи (потери) не относятся, поэтому они уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в том периоде, когда недостача (порча) была выявлена (п. 2 ст. 318 НК РФ). В стоимость материалов (в т. ч. в качестве ТЗР) они не включаются.

ТЗР, для которых особый порядок налогового учета не предусмотрен, в полном размере включаются в стоимость приобретенных материалов (п. 2 ст. 254 НК РФ). При расчете налога на прибыль они не образуют самостоятельного вида расходов и списываются в составе стоимости материалов, с приобретением которых были связаны.

Перевыставление ТР покупателю

Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, ТЗР не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, ТЗР следует включить в стоимость материалов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 254 НК РФ). Порядок их списания полностью соответствует правилам, которые применяются при расчете налога на прибыль с учетом положений пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Этот пункт устанавливает обязательное условие для признания расходов при упрощенке – их оплата.

Формулы для налогового учета ТЗР

Говоря о ТЗР, необходимо помнить, что их налоговый учет имеет некоторые нюансы. Причем формула транспортно-заготовительных расчетов будет зависеть от того, является ли организация торговой или осуществляет производство товаров. Но в обоих случаях бухгалтер должен максимально точно определить размер ТЗР для конкретного периода.

Торговые предприятия руководствуются статьей 320 НК РФ. Схема расчета при этом такова:

  1. Рассчитывает процент ТЗР. Формула его определения выглядит следующим образом:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – средний процент ТЗР на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те ТЗР, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – ТЗР, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.
  1. Вычисляют сумму ТЗР по нереализованным товаров (ТРост), путем умножения полученного коэффициента на остаток товаров на конец месяца.
  2. Далее определяется сумма расходов, пригодная для списания. При этом используется следующая формула ТЗР: ТР0 + ТР1 — ТРост.

Если же речь идет о производстве, то там уже учитываются не товары, а материалы, используемые предприятием.

Рассчитать прямые транспортные расходы

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям. Объясним на примере, как работает этот принцип.

Пример

Торговая фирма в августе 2012 года имеет следующие показатели.

Транспортные расходы:

- остаток на начало месяца – 600 руб.;

- расходы по доставке товаров от поставщика до склада организации – 1 800 руб.

Товары:

- остаток на начало месяца - 4 000 руб.;

- поступило продукции - 12 000 руб.;

- реализовано на сумму - 14 000 руб.;

- остаток нереализованных товаров на конец месяца составляет - 2 000 руб. (4 000 + 12 000 - 14 000).

Учетной политикой фирмы определено, что стоимость приобретения продукции формируется без учета расходов, связанных с их покупкой. По окончании июля бухгалтер сделает следующий расчет:

Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце - 2 400 руб. (600 + 1 800).

Сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца – 16 000 руб. (14 000 + 2 000).

Средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров - 15% (2 400 / 16 000 * 100%).

Размер транспортных расходов, относящийся к остатку нереализованных товаров на конец месяца – 300 руб. (2 000 руб. * 15%).

Размер транспортных расходов, который будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в августе – 2 100 руб. (600 + 1 800 - 300).

Данная операция будет отражена следующими проводками:

Дебет 41 «Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 12000 руб. Приход товара (подтверждается товарной накладной и договором);

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- 1800 руб. Сумма транспортных расходов (подтверждается контрактом с транспортной компанией и транспортной накладной);

Дебет 90.7 «Прочие расходы по текущей деятельности» Кредит 44

- 2100 руб. Сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать бухгалтерскую себестоимость и базу по налогу на прибыль (бухгалтерская справка-расчет).

Обратите внимание! Статья 320 НК РФ не предусматривает распределение прямых расходов в части транспортных затрат, относящихся к остаткам нереализованной продукции, по ее видам. Значит, если организация осуществляет торговлю ассортиментом продукции, определять долю прямых затрат, приходящуюся на остатки, следует по их общему количеству, без распределения (Письмо Минфина России от 12.11.2009 г. № 03-03-06/4/98).

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы ТЗР не влияют.

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете

В бухучете расходы на транспортировку товаров до места хранения (перепродажи) могут быть учтены 2 способами:

  • в стоимости товара (п. 6 ПБУ 5/01);
  • в издержках обращения (п. 13 ПБУ 5/01).

Первый способ будет предпочтителен, если включение транспортных расходов в стоимость товара предусмотрено договором. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете не нужно будет заниматься их распределением на остаток товаров. А значит, разница между НУ и БУ транспортных расходов будет отсутствовать. При выборе последнего варианта расходы на транспортировку могут быть списаны:

  • в полном объеме в месяце их фактического осуществления (п. 9 ПБУ 10/99);
  • в части, приходящейся на реализованные товары (п. 228 приказа Минфина РФ «Методические указания по бухучету МПЗ» от 28.12.2001 № 119н).

Способ списания расходов на транспортировку товаров, указанный в Методических указаниях по бухучету МПЗ, считается оптимальным. При его использовании не будут возникать разницы между НУ и БУ транспортных расходов. Но он допустим лишь при значительной величине транспортно-заготовительных расходов — более 10% от выручки с продажи товаров.

В любом случае выбранный вариант списания транспортных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике.

Пример

Для упрощения примера предположим, что на 01.09 по сч. 41, 44 не имеется никаких остатков.

За сентябрь были произведены операции:

  • приобретен товар на сумму 86 945,00 руб. (в т. ч. НДС 13 262,80 руб.);
  • расходы на транспортировку товара до места хранения (перепродажи) — 12 642,00 руб. (в т. ч. НДС 1 928,44 руб.);
  • реализован товар на сумму 92 769,00 руб.;
  • списана покупная стоимость реализованного товара:
    • при учете транспортных услуг в стоимости товара — 56 263,84 руб.;
    • при отдельном учете транспортных услуг на сч. 44 — 49 121,47 руб.

Операции

В стоимости товара (по условиям договора)

В издержках обращения

В полном объеме

В части реализованных товаров

Дт

Кт

Сумма

Дт

Кт

Сумма

Дт

Кт

Сумма

Приобретен товар

41

60

73 682,20

41

60

73 682,20

41

60

73 682,20

19

60

13 262,80

19

60

13 262,80

19

60

13 262,80

Отражены расходы на транспортировку товара до места хранения (продажи)

41

60

10 713,56

44

60

10 713,56

44

60

10 713,56

19

60

1 928,44

19

60

1 928,44

19

60

1 928,44

Продан товар

62

90-1

92 769,00

62

90-1

92 769,00

62

90-1

92 769,00

90-3

68

14 151,20

90-3

68

14 151,20

90-3

68

14 151,20

Списана стоимость покупки товаров

90-2

41

56 263,84

90-2

41

49 121,47

90-2

41

49 121,47

Списаны транспортные расходы

(по данным БУ)

90-2

44

10 713,56

90-2

44

8 035,17

= 10 713,56 – 2 678,39 (остаток транспортных расходов — расчет ниже)

Списаны транспортные расходы

(по данным НУ)

10 713,56

Расходы по доставке товаров до места хранения (перепродажи), включенные в стоимость товара по условиям договора, распределению не подлежат и списываются в полном объеме на момент их осуществления

8 035,17

= 10 713,56 – (10 713,56 / (73 682,20 + 24 560,73)) × 24 560,73

Отражена разница между БУ и НУ по транспортным расходам

77

68

535,66

= (10 713,46 (БУ) – 8 035,17 (НУ)) × 20%

Стоимость остатка товара на 30.09

41

28 131,92

= 73 682,20 + 10 713,56 – 56 263,84

41

24 560,73

= 73 682,20 – 49 121,47

41

24 560,73

= 73 682,20 – 49 121,47

Остаток транспортных расходов на 30.09

44

44

44

2 678,39

= (10 713,56 / (73 682,20 + 24 560,73)) × 24 560,73

Счета, типовые корреспонденции

Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.

ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

  • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
  • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
  • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
  • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

  • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
  • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
  • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
  • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
  • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

Включение в себестоимость ТЗР, осуществленных после перехода права собственности

Ситуация: можно ли в бухучете включить транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) в фактическую себестоимость материалов? Расходы произведены после перехода права собственности на материалы.

Применение метода с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» позволяет учесть в фактической себестоимости материалов ТЗР, произведенные после перехода права собственности на материалы. В данном случае по дебету счета 15 отражается поступление материалов. Затем организация отражает по дебету счета 15 расходы на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.), в том числе и произведенные после перехода права собственности на материалы. Когда все расходы будут учтены, организация оприходует материалы на счет 10 (по учетной цене), а на счет 16 будет списано отклонение фактической себестоимости (с учетом ТЗР) от учетных цен. Эти суммы впоследствии (в конце месяца) списываются на счет 20 (23, 25, 26) пропорционально стоимости списанных материалов. Следовательно, такой вариант позволяет распределить ТЗР (в т. ч. произведенные после перехода права собственности на материалы) между списанными и несписанными материалами. То есть, если например, материалы используются для производства продукции, ТЗР включаются в ее себестоимость пропорционально стоимости списанных материалов.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 10, 15, 16), абзаца 8 пункта 6 ПБУ 5/01 и пунктов 86, 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если поступление материалов организация отражает на счете 10 без использования счетов 15 и 16, то при их передаче к месту использования фактически происходит внутреннее перемещение (п. 51 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). То есть организация доставляет до места использования материалы, себестоимость которых уже сформирована на счете 10. На основании пункта 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материалов не может быть изменена. Поэтому ТЗР не увеличивают фактическую себестоимость материалов, а в зависимости от целей использования МПЗ учитываются в составе расходов на счете 20 (23, 25, 26, 97) (п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99). При этом в учете сумму расходов на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.) отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 97) Кредит 60

– отражены расходы, связанные с доставкой материалов к месту использования.

Чтобы учесть ТЗР в фактической себестоимости материалов, к счету 10 откройте субсчет «Материалы в пути». Это позволит скорректировать себестоимость материалов на величину ТЗР, произведенных уже после поступления МПЗ. Такой вывод позволяет сделать пункт 26 ПБУ 5/01, который допускает уточнение фактической себестоимости по материалам, находящимся в пути.

При использовании субсчета «Материалы в пути», открытого к счету 10, сделайте следующие проводки:

Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60

– отражена стоимость материалов, находящихся в пути;

Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60

– скорректирована фактическая себестоимость материалов на сумму ТЗР, произведенных после перехода права собственности на МПЗ;

Дебет 10 Кредит 10 субсчет «Материалы в пути»

– оприходованы материалы.

Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы

Итак, учет транспортно-заготовительных расходов по второй схеме предполагает:

  • оприходование МПЗ по фактическим затратам;
  • оприходование МПЗ по плановым или учетным затратам.

В первом случае применяется проводка Дт 10 / ТЗР Кт 60, соответствующая стоимости ТЗР по закупке. Во втором — покупка с ТЗР отражается на счете 15, после — списывается на счет 10 по плановой цене в целях дальнейшего списания на счет 20 и расчета плановой себестоимости. В результате на счете 15 можно проследить отклонения показателей фактических затрат от плановых. Их необходимо отнести на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Проводки по рассматриваемой схеме учета ТЗР будут такими:

1. Корреспонденция для оприходования МПЗ по фактическим затратам: Дт 10 Кт 60.

2. Корреспонденции для оприходования МПЗ по плановым или учетным затратам:

  • Дт 10 Кт 15;
  • Дт 16 Кт 15;
  • Дт 20 Кт 16.

Есть еще одна возможная схема учета ТЗР, предполагающая раздельный учет:

  • ТЗР в виде стоимости доставки товаров;
  • прочих ТЗР, имеющих отношение к товарам.

Таким образом, данная схема учета применима только для операции с товарами.

Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов

Налоговый учет затрат, относящихся к заготовке и транспортировке ресурсов, может несколько отличаться от способа, принятого в бухучете. Вследствие чего возникают требующие особого контроля разницы.

Включение ТЗР в стоимость товаров

В некоторых случаях целесообразно относить затраты транспортно-заготовительного характера напрямую на стоимость продукции. Это самый простой способ, который возможен к применению далеко не всегда. Ведь для использования такого варианта необходимо, чтобы вся величина ТЗР относилась к одному и тому же типу изделий.

К примеру, если один грузовик доставил в организацию партию одноименной продукции, то вся стоимость перевозки будет отнесена на эту партию.

Если же на том же самом грузовике были привезены продукты иного наименования, то издержки по доставке распределяются между партиями пропорционально базе – стоимости партий.

Очевидно, что такой способ целесообразно применять лишь если имеет место ограниченное число товарных позиций.

Учет ТЗР отдельно от покупной стоимости материалов/товаров

Этот вариант предполагает обособленный учет затрат, относящихся к заготовке и доставке. В течении принятого за отчетный временного отрезка они собираются отдельно. А затем по истечении периода в определённой пропорции относятся на находящиеся в производстве либо реализованные ценности, а также на ресурсы, остающиеся в складских помещениях.

Важно! На налоговые издержки переносится именно та часть относящихся к заготовке и транспортировке трат, которая имеет отношение к проданным либо переданным в производство ценностям.

Сумма расходов по доставке и заготовке считается по отдельности для каждого вида продукта. Для этого используется такая формула:

СтОтпМЦотч * (ТЗРнач + ТЗРотч/СтОтпМЦотч + СтМЦкон), где

СтОтпМЦотч – цена овеществленных ценностей, выданных в производство или покупателям в течение временного отрезка, принятого за отчетный период;

ТЗРнач – величина затрат на заготовку и доставку, относящаяся к ресурсам, которые находятся в складских помещениях на начало периода;

ТЗРотч – величина издержек на заготовку и доставку по поступившим в течение отчетного периода овеществленным ресурсам;

СтМЦкон – стоимость овеществленных ресурсов, оставшихся в складских помещениях к концу временного отрезка, принятого за отчетный период.

Дополнительный способ налогового учета ТЗР (только для товаров)

Следующий метод оформления издержек на заготовку и доставку в налоговом учете применим только для торговых предприятий в отношении товаров. Он предполагает единовременный учет всех понесенных ТЗР в структуре иных издержек. Однако это не касается стоимости именно доставки. Транспортные траты здесь оформляются иным способом.

Величина же расходов, связанных с транспортировкой грузов, относится на расходы лишь в части проданных в течение месяца продуктов. Для расчета их величины применяется следующая формула:

СтРТовотч * (ТЗРнач + ТЗРотч/ СтРТовотч + СтТовкон), где

СтРТовотч – цена товаров, которые удалось реализовать в отчетном периоде;

ТЗРнач – величина расходов по доставке, относящаяся к товарам, находящимся в складских помещениях к началу месяца;

ТЗРотч – величина расходов по доставке, имеющая отношения к товарам, поступившим в организацию в ходе отчетного периода;

СтТовкон – стоимость товаров, которые остаются в складских помещениях к концу месяца (нереализованные продукты).

Налог на прибыль

Для исчисления налога на прибыль расходы текущего периода подразделяются на прямые и косвенные. Последние можно списать сразу, в месяце, к которому они относятся, а первые – только по мере реализации товаров, с приобретением которых они связаны. Причем для торговых организаций перечень прямых расходов строго ограничен.

Так, к прямым относятся: стоимость приобретения продукции, реализованной в данном отчетном периоде, с учетом затрат на доставку до склада покупателя в случае, если они не вошли в цену их приобретения.

Все остальные траты, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации.

Заключение

Издержки на доставку и заготовку в большинстве организаций составляют наиболее значимую часть себестоимости продукции. К ним относятся затраты, связанные с транспортировкой, подготовкой, обеспечением сохранности овеществленных ресурсов. Списки таких издержек для разных организаций могут значительно различаться. Важный момент – в любом случае принятые в конкретной фирме статьи ТЗР должны быть зафиксированы в учетной политике.

В редких случаях такого рода траты могут быть сразу включены в цену овеществлённых ресурсов. Обычно такой способ выбирают малые субъекты хозяйствования, имеющие дело с ограниченной номенклатурой (и, как правило, практикующие упрощенную систему налогообложения).

Чаще всего на практике приходится распределять ТЗР между реализованными (отданными в производство) ресурсами и ресурсами, хранящимися на складских территориях.

Существует несколько методологий разделения трат на доставку и заготовку. Свои особые способы разработаны для торговых организаций.

Один из самых часто применяемых ввиду своей объективности вариантов – это аккумуляция расходов по заготовке и транспортировке ценностей на отдельном счете.

Источники

  • https://finzz.ru/transportno-zagotovitelnye-rasxody-chto-vklyuchayut-formula-rascheta.html
  • https://assistentus.ru/buhuchet/transportno-zagotovitelnyh-rashodov/
  • https://assistentus.ru/buhuchet/transportnye-rashody/
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/transportnozagotovitelnye_rashody_ponyatie_i_sostav/
  • http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/uchet_materialov/kak_otrazit_v_uchete_transportno_zagotovitelnye_raskhody_po_materialam/40-1-0-1021
  • https://okbuh.ru/transportnye-rashody/transportno-zagotovitelnye-rashody
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/raspredelenie_transportnyh_rashodov_na_ostatok_tovara/
  • https://znatokprava.ru/raspredelenie-transportnyh-rashodov-na-ostatok-tovara.html
  • https://delovoymir.biz/uchet-i-spisanie-transportno-zagotovitelnye-rashody-tzr.html
  • https://www.buhgalteria.ru/article/kak-pravilno-uchest-transportnye-raskhody

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: