Утилизационный сбор на автомобили в 2021 году — что это такое и как оплатить

Как, когда и зачем ввели утилизационный сбор

В новостях регулярно рассказывают об утилизационном сборе, но говорят обычно о его повышении и о том, как это повлияет на уровень цен на автомобили. О том, что это за сбор и для чего он нужен, обычно не говорится.

Впервые в России прообраз утилизационного сбора появился в 2009 году, когда обсуждался запуск новой программы по утилизации автомобилей. Программа, как известно, предполагала скидку в 50 тысяч рублей взамен на любой старый автомобиль. Тогда для оформления сертификата на эту сумму нужно было заплатить 3 000 рублей – что стало первым вариантом утильсбора.

Учитывая, что тогда сумма скидки по курсу доходила до 2 тысяч долларов, программа была очень интересной, несмотря на введенный сбор. И она работала, вспоминает Дмитрий Мельников из СибАвтоКонсалт. Он считает, что это и была настоящая забота об экологии и безопасности на дорогах:

Тогда она даже работала – все мы помним, что в то время можно было сдать старенькую «дедовскую» машинку и получить скидку на новую в размере 50 000 рублей.

Я постоянно видел эвакуаторы и даже автовозы со старенькими жигулями и волгами. И на территориях дилерских предприятий я постоянно видел, действительно видел, груды старых машин, которые действительно шли под пресс.

Это казалось разумным, справедливым и правильным. Поскольку и рядовым потребителям это было выгодно (пятьдесят тысяч рублей вполне адекватная цена за старый хлам, который даже уже может быть и не на ходу). Плюс возможность освободить место в гараже или на участке. Судя по тому, что система работала, значит и перерабатывающим производствам это было интересно (то ли из-за субсидирования, то ли из-за самой по себе переработке, не суть, главное это работало).

Ну и конечно здесь весьма четко прослеживалась главная цель – борьба за экологию. Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что старое ржавое «корыто», в котором кроме металла есть еще масло, кислота, другие жидкости и полимеры, ничего хорошего для окружающей среды не несет.

К тому же, эта программа утилизации позволяла убирать с дорог потенциально опасные тридцатилетние и еще более старые автомобили, которые в подавляющем большинстве были неисправны и представляли реальную угрозу для безопасности дорожного движения.

В общем замечательная была затея. А дальше стало все как-то наоборот. Эту программу закрыли, и в 2012 году вводят новые размеры утилизационного сбора для автомобилей и автотехники.

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

Программа действительно перестала действовать в 2012 году, но уже тогда премьер-министр России Владимир Путин на совещании в Тольятти поднимает вопрос ответственности производителей за утилизацию отходов.

Параллельно шел процесс вступления России в ВТО, и власти ожидали, что в страну хлынет поток дешевых иномарок (так как основная задача ВТО – отмена или значительное снижение ввозных пошлин). И уже вскоре был введен сам утилизационный сбор.

К утилизации в конечном виде утилизационный сбор имеет крайне опосредованное отношение. Как говорит Александр Багрецов из SRG, фактически это дополнительный налог, который платят при ввозе ТС на территорию России, производстве и при покупке у собственника (который его не заплатил):

Согласно проекту документа, утилизационный сбор направлен на защиту окружающей среды, а также охрану здоровья и жизни граждан от неблагоприятного воздействия транспорта. Кроме того, он должен был стать существенной преградой для ввоза в РФ дешёвых автомобилей, а также для поддержки отечественной автопромышленности. Не уплатив данный сбор, поставить на учёт ТС невозможно, а, следовательно, и пользоваться им.

При этом законодательством РФ штрафов за неуплату утилизационного сбора не предусмотрено. Если сбор уплачен, то в паспорте транспортного средства ставится соответствующая отметка.

Александр Багрецов, руководитель проектов Группы компаний SRG.

Изначально утилизационный сбор был введен только на импортируемые из-за рубежа автомобили. Но уже в ноябре 2012 года стало известно, что утилизационным сбором недовольны страны Евросоюза, а также другие страны (в том числе Китай, Индия, США, Турция, Украина и Япония). Они подали иск в ВТО против России, так как считают утилизационный сбор дискриминационным для них.

И хоть иск до сих пор не рассмотрели (а вступление России в ВТО теперь воспринимается весьма противоречиво), в 2013 году утилизационный сбор распространяют и на российских автопроизводителей. Правда, вместе со сбором для них вводят промышленные субсидии, по размеру примерно такие же.

Как говорит Наталья Беляева из экспертного совета при Правительстве РФ, после всех законодательных изменений утилизационный сбор перестал иметь какое-либо отношение к собственно утилизации автомобилей:

Утилизационный сбор, вопреки своему названию, которое за последние 4 года после изменений, внесённых в природоохранное законодательство, прочно ассоциируется с переработкой отходов, ничего общего с ней не имеет.

В далеких 2012-2013, когда об экологии и утилизации не говорили так много, а у планеты не было Греты Тунберг, утилизационный сбором было принято назвать компенсацию отечественному автопрому, которому в условиях вступления России в Всемирную торговую организацию, необходимо было работать в равных условиях с зарубежными представителями отрасли.

Россия на тот момент так спешила откреститься от обвинений в торговом протекционизме и дискриминации импортных авто, что введение утилизационного сбора, как гарантии утилизации машины в конце ее жизненного цикла, казалось прекрасной идей.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

Кстати, утилизационный сбор есть не только в России. В Евросоюзе при покупке автомобиля уплачивается около 100 евро такого сбора, есть он и в Белоруссии (правда, учитывая общее таможенное пространство с Россией, это логично), и даже в Украине – которая уже получила иск от Японии по этому поводу.

В Японии похожий сбор тоже существует, его ввели еще в 2005 году, и он составляет примерно от 70 до 180 долларов. А первым такой сбор ввели в Норвегии – там он взимается еще с 1978 года.

Определение

Утилизационным сбором называется разовый платеж, который должны совершить покупатели либо производители транспортных средств. Он действует на территории РФ с 01.09.2012 г. Целью этого платежа является финансирование утилизации транспорта после эксплуатации в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Платить этот сбор должны:

  • производители – перечисляют за изготовленные в РФ транспортные средства;
  • импортеры – за ввезенный в Россию транспорт;
  • покупатели при приобретении авто, по которым ранее сбор не был уплачен.

К покупателям относятся как юридические, так и физические лица. За каждое ТС сбор платится только один раз. Исключением является только его модернизация.

На какие категории транспорта распространяется

В 2012-2015 гг. этим сбором облагали лишь колесные виды транспорта. С 01.01.2016 г. Федеральным Законом № 392-ФЗ от 29.12.2015 г. были внесены изменения. С этой даты платеж распространяется на прицепы к самоходным и колесным транспортным средствам, а также на сами самоходные машины.

На легковые автомобили

При ввозе из-за рубежа легкового авто ставка установлена в 3400 рублей при возрасте до 3 лет и в 5200 рублей, если выпуск произведен больше чем три года назад. Такое правило действует для физических лиц, которые приобретают автотранспорт для личного пользования. Для юридических лиц ставки выше и они уже в дальнейшем включаются в итоговую стоимость ТС при продаже. Требуемые суммы в зависимости от вида автомобиля и его двигателя:

Автомобиль До 3 лет Старше 3 лет
Электромобиль 32 600 122 000
до 1000 см.куб. 33 000 123 000
1000-2000 см.куб. 84 000 313 800
2000-3000 см.куб. 126 000 480 200
3000-3500 см.куб. 114 600 570 000
от 3500 см.куб. 181 600 700 200

На грузовые автомобили

ТС До 3 лет Больше 3 лет
до 2,5 т 142 500 151 500
2,5-3,5 т 300 000 432 000
3,5-5 т 285 000 456 000
5- 8 т 313 500 786 000
8-12 т 381 000 1 192 500
12-20 т 418 500 1 735 500
Седельный тягач 12-20 т 510 000 3 469 500
Автосамосвал 12-20 т 418 500 1 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, 12-20 т 418 500 1 735 500
20-50 т 825 000 2 035 500
Седельный тягач от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Автосамосвал 20-50 т 825 000 2 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, 20-50 т 825 000 2 035 500

На спецтехнику

Спецтехнику делят на два типа. Автобетоносмеситель имеет сумму в 853 500 и 2 242 500 при возрасте младше и старше 3 лет соответственно. Остальные специальные ТС имеют выплаты в 285000 и 1725000 рублей.

На прицепы и полуприцепы

Оплата требуется только для прицепов с категорией О4, которые имеют массу больше 10 тонн. При меньшей массе выплаты не нужны. При возрасте меньше 3 лет — 75000, а больше — 1207500.

На автобусы

Объем двигателя До 3 лет Больше трех лет
электродвигатель 171 000 172 500
до 2500 см.куб. 171 000 172 500
2500-5000 см.куб. 342 000 517 500
5000-10000 см.куб. 456 000 759 000
от 10000 см.куб. 570 000 897 000

На мотоциклы

На мотоцикл не требуется оплата специальной пошлины.

В чем суть сбора

Суть сбора заключается в обязательстве владельца авто уплатить единоразовую денежную сумму сбора и получить необходимую отметку в паспорте транспортного средства, необходимую для прохождения регистрации автомобиля.

Оплаченная сумма в дальнейшем расходуется на утилизацию автомобиля согласно современным экологическим нормативам.

Отметка в ПТС

Отметка об оплате УС должна быть выставлена в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки». Не ставится подобная отметка в ПТС в следующих случаях:

  • Паспорт был получен на российское авто до 1 сентября 2012 года;
  • Ввоз автомобиля на территорию России был произведен до 1 сентября 2012 года.

Если причиной отсутствия отметки являются вышеуказанные обстоятельства, то владелец авто не должен иметь подобной отметки в ПТС, так как не обязан вносить оплату за соответствующий налог.

Если же владелец транспортного средства совершил покупку вне территории РФ после указанной даты, а затем произвел ввоз машины в Россию, то обязан оплатить сбор.

В случае, если владелец авто освобождается от оплаты утильсбора, то в ПТС должна быть проставлена соответствующая отметка, которая сообщает причины освобождения от оплаты.

Если оформление паспорта было произведено в период с 1 сентября 2012 года до 31 декабря 2013 года, то в документе должна быть выставлена отметка, сообщающая о том, что владелец ТС принимает обязательства утилизации.

В подобном случае не лишним будет выяснить период эксплуатации транспортного средства, указан ли производитель купленного автомобиля в реестре юридических лиц, выполняющих утилизацию собственной продукции.

Проверить подобную информацию возможно онлайн на официальном сайте Минпромторга РФ.

В случае, если производитель больше не утилизирует собственную продукцию, то в реестре будет указана соответствующая информация в поле «Дата исключения из реестра».

Если же в ПТС отсутствует какая-либо отметка, которая относится к утильсбору (за исключением получения ПТС или ввоза авто до 1 сентября 2012 года – отметка отсутствует), это свидетельствует о том, что в отношении данного ТС не была произведена установленная оплата утильсбора.

Предыдущий собственник машины уклонился от уплаты налога, а значит, что процедура ляжет на нового владельца.

Если же подобный факт выяснился до совершения сделки, то покупатель может договориться о снижении стоимости сделки с целью дальнейшей оплаты сбора за свой счёт.

Кто проставляет отметку

В документах, ввозимых в Россию транспортных средств и самоходных машин пометку об оплате или освобождении гражданина от оплаты проставляет уполномоченный сотрудник таможенных органов. Заверяется отметка личной печатью должностного лица, проставляется в пункте «Особые отметки».

Как может выглядит запись:

  1. «Утилизационный сбор уплачен. ТПО «­___» (указывается номер таможенного приходного ордера, отражающего исчисление).
  2. «Утилизационный сбор не уплачивается» (указывается на основании какого пункта части статьи 24.1 ФЗ № 89 не уплачивается).

Завод изготовитель транспорта на территории Российской Федерации оплачивает пошлину и сдаёт необходимые документы, подтверждающие факт оплаты, вместе с паспортом технического средства или самоходных машин в налоговую службу по месту нахождения производителя. В таком случае отметку проставляет налоговая инспекция.

Крупные производители в России, выпускающие колёсные ТС, самоходные машины и прицепы к ним, могут самостоятельно проставить отметку, если они включены в реестр.

Физические лица и организации, которые не вносили оплату сдают документы (ПТС или ПСМ) в налоговую по месту нахождения или жительства.

Когда ПТС был утерян, похищен или пришёл в негодность, выдаётся дубликат документа. В таком случае пометку в дубликате проставляют сотрудники ГИБДД. Если это самоходная машина – орган Гостехнадзора.

В каких случаях информация заносится в ПТС?

Отметка «утилизационный сбор уплачен» означает, что в пользу государства была произведена оплата платежа за дальнейшую утилизацию транспортного средства. Проставление записи об уплате утилизационного сбора в паспорт транспортного средства входит в обязанности органа, который выдает документ. При этом до 2012 года (во время действия программы утилизации 2010-2011 годов) сбор имел фиксированный размер, равный 3 тысячам рублей и взимался непосредственно с владельца транспорта при заключении договора утилизации, и отметка об уплате в ПТС не ставилась. Теперь эта обязанность лежит на отечественном заводе-производителе, который осуществляет оплату и оформляет паспорт ТС, а также на Таможенной службе в случае ввоза транспорта из-за рубежа.

В ПТС или ПСМ автомобилей, самоходных и иных средств передвижения, включенных эту категорию, в обязательном порядке должна стоять пометка о произведении оплаты налога на утилизацию, чтобы в дальнейшем осуществить регистрацию и постановку на учет в ГИБДД. Поэтому эксперты рекомендуют перед приобретением автомобиля проверить графу с особыми отметками в полученных документах (в ПТС после 31.08.2012 или в ПСМ после 10.02.2016).

Таким образом, такая запись должна стоять в паспортах всех транспортных средств, кроме тех, ПТС на которые были выданы до 1.09.2012 или тех, которые были ввезены из-за границы физическим лицом самостоятельно. Последний случай примечателен тем, что утильсбор должен оплачивать сам гражданин и при этом никаких записей в ПТС вносить не будут. Ему необходимо только подать пакет документов и декларацию с расчетами размера госсбора в Налоговую службу в течение 2 дней после осуществления оплаты.

Кто обязан оплачивать

Обязательство оплаты сбора возникает в следующих случаях:

  1. Если покупатель приобретает транспортное средство вне территории РФ, а после доставляет машину в Россию для эксплуатации;
  2. Если покупатель приобретает транспортное средство у лиц, которые были освобождены от оплаты утилизационного сбора или же уклонились от выплаты.

Таким образом, оплата ложится на производителя транспортного средства, если он является отечественным или на покупателя машины.

Кто платит при купле-продаже

Итак, сбор на утилизацию автомобильного транспорта уплачивается:

  • собственником авто при самостоятельном ввозе автомобиля иностранного производства в Российскую Федерацию. Оплата сбора производится в таможенной службе при оформлении пакета документов, требуемого для регистрации и эксплуатации автомобиля;
  • официальными дилерами, если ввоз иномарок в РФ производится специализированными компаниями. При этом стоимость сбора включается в стоимость автомобиля, выплачиваемую конечным потребителем;
  • изготовителем автомобиля, если транспортное средство производится на территории РФ. Крупнейшие заводы изготовители автотранспорта производят оплату по специальной системе, которая значительно упрощается в связи с большими объемами. Сумма сбора может включать/не включаться в стоимость авто по инициативе изготовителя;
  • покупателями автомобилей, если сбор не был уплачен прежним владельцев ввиду определенных обстоятельств (отсутствие необходимости в соответствии с действующим законодательством, старое авто, при изготовлении которого не требовалась оплата и так далее).

При уплате утилизационного сбора важно правильно заполнить платежные документы, то есть корректно указать все реквизиты и назначение платежа.

Получить подробную информацию о реквизитах порядке и сроках уплаты государственного сбора можно на официальных сайтах Налоговой Службы или Таможенной службы.

Порядок оплаты

Разобравшись, что значит отметка утилизационный сбор на ПТС, кто его платит и почему, следует знать и процедуру оплаты. Правила уплаты в пункте 6 определяют, что оплата производится в российских рублях лично собственником, путём направления денежных средств на соответствующий код бюджетной классификации отдельным платёжным поручением. Деньги поступают на счёт Федерального казначейства.

Обнаружить информацию о счетах для уплаты налога можно в сети интернет на официальном сайте Федеральной Таможенной Службы или Федеральной Налоговой Службы.

Важно обращать внимание, чтобы обязательно были заполнены такие поля:

  • (104) – код бюджетной классификации (КБК), в соответствии с системой бюджетной классификации России.
  • (107) – код органа, осуществляющего администрирование поступающих платежей, состоящий из 8 знаков.

Невозможно зачесть этот вид госпошлины в иные платежи.

Согласно пункту 8 Правил уплаты, плательщик обязан предоставить пакет документов в орган таможенной службы, в котором декларируется транспорт либо в орган по месту жительства, для подтверждения правильного расчёта налога:

  1. Расчёт суммы пошлины по установленной форме (приложение 1 к правилам), который заполнен и подписан лично плательщиком.
  2. Копии экспертиз.
  3. Копия свидетельства о том, что конструкция безопасна.
  4. Копии документов сопровождения товара (если имеются).
  5. Копию документа одобрения типа ТС.
  6. Платёжный документ, подтверждающий оплату.

Всегда сохраняйте копии предоставленных документов, заявлений, чеков и платёжных поручений в течение трёх лет.

Кто может не платить

Освобождаются от государственной выплаты в следующих случаях:

  • Если транспортное средство было произведено более, чем тридцать лет назад, а также у машины должны быть сохранены двигатель, кузов и рама от производителя. Машина должна использоваться только для личных целей;
  • Если владельцем транспортного средства являются государственные служащие других государств, исполняющие свои трудовые обязательства на территории РФ, а также члены их семей. Это правило распространяется на транспортные средства, которые находятся во владении тех же государственных иностранных структур на территории РФ.
  • Если владельцем машины является участник программы добровольного переселения граждан России на родину в случае ранее приобретенного автомобиля вне территории РФ.

Стоит отметить, что если владельцы машины, которые приобрели транспортное средство исходя из последних двух условий, выставят на продажу в России, то покупатель должен будет оплатить утилизационный сбор в случае приобретения.

Как избежать уплаты и как вернуть уплаченный сбор

Перед приобретением всегда обращайте внимание на особые отметки в ПТС. Продавец может быть освобождён от уплаты на законных основаниях, а вот будущий владелец обязан будет его оплатить. Невнимательный покупатель очень удивится, когда при постановке на учёт ГИБДД узнает, что ему необходимо внести оплату.

Если присутствует запись в ПТС о принятых обязательствах по утилизации, нужно ознакомиться с реестром организаций, утилизирующих продукцию, и убедиться, что предприятие действует. Такая информация доступна на официальном сайте Минпромторга РФ. Когда пометок по другим основаниям нет, это означает, что предыдущий собственник избежал налога, и платить его придётся покупателю.

Иногда бывают ситуации, когда человек вносит налог ошибочно второй раз. В этом случае для авто, ввезённых в Россию, следует обратиться в таможенные органы, а для отечественных машин – в налоговые.

Для возврата денежных средств необходимо написать заявление о возврате утилизационного сбора, который был излишне уплачен (взыскан). Бланк заявления можно взять у сотрудников налоговой или таможенной службы.

К нему прилагаются следующие документы:

  1. Копия паспорта собственника автомобиля.
  2. Копия и оригинал паспорта технического средства.
  3. Оригинал платёжного документа, подтверждающего оплату.
  4. Документ о подтверждении ошибочного взыскания налога.

Решение об удовлетворении заявления и возврате денежных средств либо об отказе орган принимает в течение 30 календарных дней. Деньги возвращаются только с помощью перевода на счёт заявителя в банке. Сумма возврата не индексируется и не учитываются платежи комиссии.

Обращение за возвратом ошибочно уплаченного налога возможно только в течение трёх лет со дня его уплаты.

После введения налога за утилизацию, у покупателей автотранспорта возникло много вопросов. В основном это коснулось покупки автомобилей бывшего употребления либо самостоятельного их импорта. С необходимостью оплаты акциза, стоимость автотехники значительно увеличилась, и немного упал спрос покупателей. Но в любом случае такой налог является обязательным, и отсрочка платежа приведёт к худшим последствиям для водителя.

Расчет утилизационного сбора

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, необходимо умножить базовую ставку категории вашего транспортного средства на соответствующий коэффициент, утвержденный в официальном перечне размеров утилизационного сбора.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с актуальным перечнем видов и категорий ТС, а также коэффициентами для расчета суммы сбора. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться калькулятором растаможки авто. Это удобный сервис, который поможет быстро и точно рассчитать сумму утилизационного сбора в автоматическом режиме.

Виды и категории транспортных средств 2

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 3

новые авто4

старше
3 лет 4

на базе шасси
2017 года 8

I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории 5

1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

1,63

6,1

1,42

2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:

не более 1000 куб. сантиметров

1,65

6,15

1,42

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

4,2

15,69

2,21

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

6,3

24,01

4,22

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

5,73

28,5

5,73

свыше 3500 куб. сантиметров

9,08

35,01

9,08

3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

0,17

0,26

0,17

II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий 6

4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны

0,95

1,01

0,83

5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

2

2,88

1,32

6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

1,9

3,04

1,65

7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

2,09

5,24

1,82

8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

2,54

7,95

2,21

9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 7

2,79

11,57

2,43

10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

3,4

23,13

2,43

11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

2,79

11,57

2,43

12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

2,79

11,57

2,43

13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 7

5,5

13,57

4,79

14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 7

5,5

13,57

4,79

15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 7

5,5

13,57

4,79

16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

5,5

13,57

4,79

III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G 6

17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

1,9

11,5

1,65

18. Автобетоносмесители

5,69

14,95

4,95

IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий 6

19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

1,14

1,15

0,99

20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

1,14

1,15

0,99

21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

2,28

3,45

1,98

22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

3,04

5,06

2,64

23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

3,8

5,98

3,3

V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, M2, M36

24. Шасси колесных транспортных средств категории N1 полной массой не более 3,5 тонны

1,52

2,37

1,32

25. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

1,9

3,04

1,65

26. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

2,09

5,24

1,82

27. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

2,54

7,95

2,21

28. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

2,79

11,57

2,43

29. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

5,5

13,57

4,79

30. Шасси колесных транспортных средств категории M2 полной массой не более 5 тонн

3,04

5,06

2,64

31. Шасси колесных транспортных средств категории M3 полной массой свыше 5 тонн

3,8

5,98

3,3

VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории О4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории 6

32. Полные прицепы

0,5

8,05

23. Полуприцепы

0,5

8,05

24. Прицепы с центральной осью

0,5

8,05

Информация приведена согласно Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

1 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

2 Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

3 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

4 При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

5 Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

6 Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей.

7 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок», рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25.»

8 Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска, применяются до 31 декабря 2018 г. включительно.

2. Примечание к перечню видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденному указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

«Примечание. Категории колесных транспортных средств соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств.».

Для граждан

Итак, базовая ставка для физических лиц при покупке/ввозе автомашины для личного использования (исключением являются коммерческие цели, например, для использования машины в качестве такси) составляет 20 000 рублей.

Коэффициенты зависят от года выпуска (не зависимо от мощности двигателя) и составляют для легкового авто личного назначения:

0,17 для нового автотранспорта
0,26 для автомобилей, возраст которых более 3 лет

Таким образом, для нового автомобиля размер утилизационного сбора составит

20 000*0,17 = 3 400 рублей,

а для подержанного авто

20 000*0,26 = 5 200 рублей.

Для организаций

Расчет утилизационного сбора для организаций производится с учетом категории автотранспорта (принимается по международной классификации, утвержденной Техническим регламентом Таможенного союза) и мощности автомобильного транспорта, а так же базовой ставки, которая составляет:

для легковых авто личного пользования 20 000 рублей
для коммерческого автотранспорта (легкового и грузового), а так же автобусов 150 000 рублей

Поправочные коэффициенты в зависимости от категории и мощности представлены в таблице:

Вид автотранспорта Коэффициент
Для новых автомобилей Для авто старше 3 лет
Авто с электродвигателями (исключение – авто с гибридными двигателями) 1,42 5,3
Авто категории М1 с объемом двигателя:
— до 1 000 см³ 1,42 5,3
— 1 000 см³ – 2 000 см³ 2,21 8,26
— 2 000 см³ — 3 000 см³ 4,22 16,21
— 3 000 см³ — 3 500 см³ 5,73 28,5
— более 3 500 см³ 9,08 35,1
Авто категорий N1 N2 N3 и полной массой:
— до 2,5 т 0,83 0,88
— 2,5 т – 3,5 т 1,32 2,06
— 3,5 т – 5 т 1,65 2,64
— 5 т – 8 т 1,82 4,56
— 8 т – 12 т 2,21 6,91
— 12 т – 20 т 2,43 10,06
— 20 т – 50 т 4,79 11,8
Специальные автотранспортные средства, относящиеся к категориям N1, N2, N3, М1, М2 за исключением бетоносмесителей на базе авто 1,65 10
Бетоносмесители указанных в предыдущем пункте категорий 4,95 13
Автотранспорт категорий М2 и М3 (автобусы) и объемом двигателя:
— до 2 500 см³ 0,99 1
— 2 500 см³ — 5 000 см³ 1,98 3
— 5 000 см³ — 10 000 см³ 2,64 4,4
— более 10 000 см³ 3,3 5,2
Прицепы с массой более 10 т 1 7

При расчете утилизационного сбора для шасси используются следующие коэффициенты:

Шасси в зависимости от категорий Масса, т Коэффициент
Новые авто Авто старше 3 лет
N1 До 3,5 1,32 2,06
N2 3,5 – 5 1,65 2,64
N2 5 – 8 1,82 4,56
N2 8 – 12 2,21 6,91
N3 12 – 20 2,43 10,06
N3 20 – 50 4,79 11,8
М2 До 5 2,64 4,4
М3 Более 5 3,3 5,2

Например, для грузового автомобиля, относящегося к категории N1, имеющего массу до 3,5 т и выпущено в 2020 году коэффициент составит 1,32, а сумма утилизационного сбора 150 000*1,32 = 198 000 рублей.

Как сумма утильсбора отразится на цене машины

Анонсированная правительством новая реформа привела многих водителей в замешательство. На основании приведенных выше данных можно предположить, что большая часть автомобилей стремительно возрастет в цене. Эксперты предсказывают повышение стоимости ТС примерно на 2-4%, но могут быть исключения. Важно упомянуть, что в прошедшем 2019 году автомобильный рынок уже пережил скачок цен на 10%.

В условиях нестабильной экономики это вызовет серьезные возмущения со стороны потребителей и снизит спрос на новые модели автомобилей.

Распространенные вопросы

Ежегодно любители автомобилей сталкиваются с различными нововведениями, которые сильно ударяют по их кошельку. Поэтому неудивительно, что анонсированный рост утильсбора в 2020 году вызвал бурные обсуждения в обществе и породил множество вопросов.

Как рассчитать утилизационный сбор?

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, которые позволяют точно определить сумму взноса. Водителю достаточно знать параметры автомобиля, а остальные данные уже занесены в базу и не требуют ручного ввода. Однако люди, которые не доверяют компьютерам, могут самостоятельно рассчитать размер сбора. Для этого используется формула: БС*К, где первая часть означает – базовая ставка, а вторая – коэффициент расчета, установленный законодательством.

Где можно оплатить утильсбор?

Для проведения операции нужен паспорт и заполненная квитанция, в которой указаны реквизиты получателя. Получить КБК можно на сайте ФНС России. Для оплаты взноса достаточно посетить любое отделение банка и представить все необходимые документы. Чек, заверенный печатью и подписью кассира, станет подтверждением сделки.

Кто освобождается от уплаты?

Владельцы автомобилей могут не платить взнос в таких случаях:

  1. Возраст ТС более 30 лет. Машина не должна служить источником дохода или использоваться в коммерческих целях. Кроме того, двигатель, рама и кузов должны быть оригинальными.
  2. Собственность переселенцев, участвующих в программе по добровольному возвращению на родину.
  3. В ПТС стоит штамп об оплате утильсбора. Производитель или бывший владелец уже внесли необходимую сумму до продажи автомобиля.

Ежегодно автомобильный рынок пополняется новыми моделями машин. Однако в 2020 году покупка транспортного средства обойдется в копеечку, чему поспособствовало увеличение коэффициента утильсбора. Обойти его практически невозможно, поэтому лучше изучить ставки заранее.

Каковы риски при покупке авто без отметки?

В поле «Особые отметки» должна стоять запись о том, что сбор оплачен, либо что сбор не уплачивается. Если в данном поле нет никаких отметок, то рекомендуется не совершать никаких сделок с автомобилем или иным транспортным средством, поскольку начиная с 1.09.2012 ПТС не выдается без отметки об оплате утилизационного сбора или освобождения от уплаты, а после 10.02.2016 не осуществляется выдача ПСМ без отметки об оплате сбора. Таким образом, такой документ просто-напросто может быть подделкой, а сделка в дальнейшем потеряет свою законную силу. Не исключен случай того, что бывший владелец транспорта просто избежал уплаты госсбора, таким образом обязанности по уплате лягут на нового владельца. Законодательно не предусмотрены штрафные санкции за неуплату утилизационного сбора, но поскольку без него невозможно поставить машину на учет в ГИБДД или Гостехнадзоре, то штрафы будут начислены именно за это правонарушение. Эксплуатация транспортного средства без регистрации согласно ст.12.1 КоАП РФ карается штрафом в размере от 500 до 800 рублей.

Если в документе проставлена отметка, говорящая от освобождения уплаты утилизационного сбора, то рекомендуется самостоятельно произвести расчет и оплатить сбор. Когда оплата будет произведена, все необходимые документы необходимо предоставить ФНС или таможне (если авто ввезено из-за границы). Если весь пакет документов предоставлен, то в течение дня выдается документ с отметкой об уплате утилизационного сбора и оформляется приходный ордер.

Как вернуть переплату по утилизационному сбору в случае ошибки

Несмотря на относительную простоту исчисления, могут возникнуть ситуации, когда сумма или уплачена в неполном объеме, или, наоборот, уплачена излишне. В случае недоплаты все просто – необходимо пойти и оплатить. А если переплата? Излишек можно вернуть, или зачесть в счет будущих оплат сбора. Для этого составляется соответствующее заявление. Его бланк можно взять в ИФНС или ФТС (в зависимости от того, куда ранее производили оплату). Вернуть излишне уплаченную сумму можно в течение трех лет с момента переплаты.

В случае выбора варианта зачета переплаты в счет будущих платежей, ее можно будет зачесть только в оплату именно утилизационного сбора. В счет иных платежей этого сделать нельзя.

Ответственность за неуплату

Как указывалось ранее, из-за отсутствия пометки об уплате утиль сбора автомобиль не будут ставить на учет в ГИБДД. Законно перемещаться на машине после ее приобретения разрешено будет только 20 дней, на время срока действия выданных транзитных номеров. Затем, согласно условиям статьи 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, водитель будет оштрафован (вождение незарегистрированного автомобиля) на сумму от 500 до 800 рублей. Если нарушение выявится повторно, это может стоить уже 5 000 рублей либо лишат водительских прав до 3 месяцев.

Заключение

Таким образом, особая отметка в ПТС является подтверждением того, что утилизационный сбор был уплачен. Без такой записи невозможно будет поставить транспортное средство на учет в Госавтоинспекции или Гостехнадзоре (если речь идет о самоходных машинах). Но если ее нет, то необходимо узнать по какой именно причине, поскольку из правила есть исключения, позволяющие не осуществлять оплату государственного сбора. Если случай является исключением, то и проблем с регистрацией у владельцев таких машин возникнуть не должно.

Источники

  • https://bankstoday.net/last-articles/utilizatsionnyj-sbor-s-avtomobilej-dlya-chego-nuzhen-kak-rasschityvaetsya-i-pri-chem-zdes-utilizatsiya
  • https://AutoLawyer.guru/prodazha/utilizacionnyj-sbor/
  • https://zakonoved.su/utilizacionnyj-sbor-na-avtomobili.html
  • https://autourist.expert/sdelki-s-avto/utilizatsiya/utilizatsionnyj-sbor.html
  • https://avtoved.com/oformlenie/utilizatsionnyy-sbor-v-pts
  • https://insur-portal.ru/util/otmetka-v-pts-ob-utilizacionnom-sbore
  • http://avtopravozashita.ru/pasport-transportnogo-sredstva/utilizacionnyj-sbor-v-pts.html
  • https://www.alta.ru/auto-vat/util_sbor/
  • https://www.autosaratov.ru/obzor/utilizacionnyj-sbor-na-avtomobili/
  • https://promusor.info/othody/avtomusor/utilizaczionnyi-sbor-pts/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: