В ответе за того парня: проверка контрагентов по-новому

Понятие должной осмотрительности

Априори считается, что стороны гражданских отношений проявляют должную осмотрительность, поскольку это соответствует их интересам. На такое положение прямо указано в п. 5 ст. 10 ГК РФ: добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В отношении налоговых споров понятие должной осмотрительности было введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности.

Вместе с тем соответствующее бремя доказывания возлагается и на налогоплательщика.

Так, в Определении от 15.01.2018 по делу № А67-4506/2016 Верховный суд указал на необходимость приведения налогоплательщиком доводов в обоснование выбора контрагента, имея в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставления обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Из числа последних судебных актов следует выделить Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.2020 № 307‑ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017. В нем определена граница между законными интересами бюджета и ответственностью налогоплательщика за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

По мнению суда, один лишь факт отсутствие экономического источника вычета (возмещения) налога из‑за неисполнения обязанности по уплате НДС контрагентом налогоплательщика и (или) поставщиками предыдущих звеньев не может быть достаточным, чтобы можно было считать применение налоговых вычетов покупателем неправомерным.

Признаки проявления должной осмотрительности

Согласно позиции Минфина, в целях проявления должной осмотрительности налогоплательщик вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с теми или иными лицами (Письмо от 23.12.2016 № 03‑01‑10/77642).

Приведем примерный профиль добросовестного контрагента на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, а также писем официальных органов. Какие‑то из перечисленных параметров обязательны для исполнения (например, регистрация партнера в ЕГРЮЛ), иные — могут не соответствовать контрольным значениям (например, лимит участия в других организациях руководителей и учредителей контрагента).

Признаки добросовестности контрагента

I. Проверка контрагента через электронный сервис ФНС
«Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»

Контрагент занесен в ЕГРЮЛ

Решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала контрагента не принято

Решение о предстоящем исключении контрагента из ЕГРЮЛ отсутствует

В состав исполнительных органов контрагента не входят дисквалифицированные лица

Адрес контрагента не является адресом массовой регистрации в качестве места нахождения юридических лиц

В состав исполнительных органов контрагента не входят лица, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке

Информация о том, что с контрагентом нельзя связаться по указанному им адресу (месту нахождения), отсутствует

Контрагент не имеет долгов по налогам и налоговой отчетности

Руководитель контрагента исполняет обязанности руководителя не более чем в пяти юридических лицах

Участники контрагента являются таковыми не более чем в десяти юридических лицах

II. Проверка документов контрагента

Копии заверенных контрагентом документов (учредительные документы, свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, лицензии, приказы о назначении руководителей) подтверждают его юридический статус

Копия паспорта руководителя контрагента подтверждает его полномочия

Подлинность представленных доверенностей, уполномочивающих то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, сомнений не вызывает

Бухгалтерская отчетность подтверждает наличие мощностей для выполнения взятых контрагентом на себя обязательств

Численность персонала подтверждает реальность деятельности

Копии документов о собственности и арендных договоров подтверждают сведения о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей

III. Анализ открытых источников информации

Контрагент имеет положительный профиль в специализированных информационных сервисах (СПАРК и т. п.)

Контрагент имеет работающий сайт

В Интернете присутствуют отзывы о работе контрагента

Контрагент размещает рекламу в Интернете и СМИ

IV. Сведения о контактах с представителями контрагента

Контакты с сотрудниками контрагента проведены путем (видеосвязи, личной встречи)

Объем собранных сведений и тщательность проверки контрагента должны быть таковы, чтобы в дальнейшем налогоплательщику нельзя было вменить в вину, что на момент заключения договорных отношений имелись доступные, но не предпринятые им меры. Исчерпывающий объем признаков отсутствия вины помогает опровергнуть позицию контролеров.

Государственные источники информации

Государственные органы не только контролируют соблюдение организациями должной осмотрительности, но и содействуют этому, предоставляя соответствующие услуги. Основным источником выступает электронный сервис ФНС «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». ФНС как регистрирующий орган обладает открытыми данными, необходимыми для первичного анализа контрагентов на предмет их благонадежности. В этом сервисе можно проверить интересующую организацию, введя ее ОГРН (ИНН) или наименование.

Кроме того, можно получить сведения о наличии судебных дел и исполнительных производств на сайтах ФНС, ФССП, ВС РФ, проверить достоверность данных паспортов руководителей на сайте МВД.

Вместе с тем информация, подтверждающая существование организации, является необходимым, но недостаточным условием благонадежности контрагента. Как указано в Постановлении АС СКО от 18.01.2017 № Ф08-9955/2016 по делу № А32-2566/2016, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, выписка из ЕГРЮЛ, устав общества, свидетельствует лишь о государственной регистрации юридического лица и не характеризуют организацию как добросовестного налогоплательщика, имеющего деловую репутацию, а также как конкурентоспособное лицо на рынке услуг (товаров, работ).

Негосударственные источники информации

Проверить добросовестность контрагентов можно и через коммерческие службы. Подробнее остановимся на Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК), поскольку она довольно часто приводится всеми сторонами судебных споров как источник информации о контрагенте.

СПАРК создана агентством «Интерфакс» в 2004 году и содержит ряд системных списков, помогающих выявить компании с рисками:

  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • список дисквалифицированных лиц;
  • список юрлиц, не предоставляющих налоговую отчетность более года;
  • список юрлиц, имеющих задолженность по уплате налогов.

Информация о вхождении компании в данные системные списки служит дополнительным фактором при оценке рисков. Согласно методике СПАРК, большинство компаний, не сдающих отчетность, уже имеют высокий индекс должной осмотрительности (ИДО). А включение организации в один из списков дополнительно сигнализирует о том, что компания «брошена». В случае, если компания входит в состав таких негативных списков, в ее карточке отображается данный факт, который свидетельствует о возможном факторе риска потенциально ненадежной организации.

Проверка контрагента с помощью негосударственных источников информации становится уже не желательным, а обязательным элементом проявления должной осмотрительности. Приведем примеры из арбитражной практики.

1.Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 № 10АП-1440/2020 по делу № А41-108989/2017: информация, полученная непосредственно от контрагентов и с использованием информационной системы «СПАРК», не характеризовала контрагентов как недобросовестных, ненадежных и нестабильных участников хозяйственных взаимоотношений.

2.Постановление ФАС МО от 28.01.2013 по делу № А40-62435/12‑116‑140: согласно полученной из СПАРК информации численность персонала организации составляла от 51 до 100 человек, кредитный риск — низкий, адрес регистрации не относился к адресам массовой регистрации, компания не являлась убыточной.

3. Постановление АС СКО от 09.09.2019 № Ф08-7548/2019 по делу № А18-1861/2018: анализ сведений из общедоступного ресурса «СПАРК» указывает на то, что контрагент обладал признаками недобросовестного налогоплательщика.

4. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 № 11АП-12961/2018 по делу № А72-13818/2017: согласно информационно-поисковой базе данных «СПАРК-Интерфакс» контрагент на момент взаимоотношений с заявителем имел низкий уровень риска по ИДО.

5. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 № 16АП-186/2020 по делу № А15-4532/2018: согласно информационному ресурсу «СПАРК» контрагент имел высокой риск.

Локальный акт по проверке контрагентов

Факт наличия регламентированной процедуры отбора поставщиков и следования этой процедуре принимается судами как дополнительное доказательство добросовестности.

Например, суд при рассмотрении дела № А41-108989/2017 счел, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность при выборе контрагента, поскольку применялась введенная приказами система проверки добросовестности контрагентов, отбор носил конкурсный характер, сохранились документальные подтверждения проведения соответствующей проверки в отношении спорных контрагентов.

Из материалов другого дела (Постановление АС ВСО от 24.03.2017 № Ф02-856/2017 по делу № А19-2223/2016) видно, что заключение сделок без соблюдения установленных внутренних процедур согласования и выбора контрагентов (документированные процедуры «Управление закупками») в числе прочих признаков фиктивности поставщика и сделки позволили налоговому органу наложить соответствующие санкции.

Аналогичным образом при вынесении решения суды приняли во внимание наличие регламента по отбору контрагентов (см. Постановление АС ЦО от 01.02.2018 № Ф10-5960/2017 по делу № А36-2336/2016), составление карты контрагента (см. Постановление АС УО от 28.06.2018 № Ф09-3173/18 по делу № А71-10166/2017).

Как показывает арбитражная практика, налаженная процедура отбора поставщиков не является избыточным проявлением должной осмотрительности. Это, скорее всего, становится данностью. При таких обстоятельствах крупным налогоплательщикам выгоднее создать программный продукт с базой данных по контрагентам. Прочим налогоплательщикам было бы неплохо иметь досье на основных поставщиков. Возможно, целесообразнее вести досье на контрагентов не в бумажном, а в электронном формате, с сохранением собранной информации в виде электронных копий, отсканированных изображений, скриншотов.

Личные контакты с контрагентами

Налогоплательщик не должен ограничиться только формальным получением документов от контрагента, ему следует удостовериться в личности и полномочиях лица, подписавшего договор, его деловой репутации, платежеспособности, наличии у него необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 № 09АП-54168/2016‑АК по делу № А40-112921/16суд встал на сторону контролеров, поскольку личные контакты, переговоры между генеральным директором налогоплательщиком и должностными лицами спорных контрагентов отсутствовали. Налогоплательщик не смог указать, каким образом осуществлялось взаимодействие в рамках заключенных договоров с контрагентами, как и с кем из должностных лиц устанавливались контакты при поставке продукции, не назвал конкретных лиц, контролировавших процесс транспортировки товара, каким образом фактически осуществлялась грузоперевозка и на каких транспортных средствах.

Действующее налоговое законодательство довольно либерально в вопросах, касающихся налоговых вычетов. Если перейти с языка права на язык математики (понятно, где убыло, а где прибыло), то становится очевидной следующая ситуация. Благодаря всеобъемлющему электронному контролю конечный получатель налоговой выгоды контролерам известен. При этом пострадавшей стороной выступает бюджет, защита интересов которого — прямая обязанность фискалов.

Как долго государство будет наблюдать за потерей денег через разрывы в цепочке НДС? Рано или поздно наступит момент, когда только исключение контактов с фирмами-«однодневками», а не внушительные досье помогут компаниям предотвратить притязания налоговиков.

Проверка контрагента по новым правилам

С 2017 года в налоговом праве действуют антиуклонительные нормы, введенные поправками в Налоговый кодекс общеизвестной статьей 54.1.

Из логики статьи 54.1 Налогового кодекса следуют три основных правила налоговой безопасности:

Первое. Не допускать искажений отчетности. (доказательство отсутствия умысла).

Второе. Подтверждать деловую цель сделки и просчитывать ее экономическую суть. Неуплата налогов не должна быть основной целью действий налогоплательщика.

Третье. Сделка должна быть реальна и исполнена лицом, с которым заключен договор. Или иным лицом, которому было передано обязательство по договору или закону.

Первые два правила по сути это отказ от агрессивных схем минимизации. Налоговая оптимизация – как цель вне закона!

А третье правило направлено на то, чтобы пресечь взаимодействие бизнеса с фирмами- однодневками и «техническими» посредниками.

Поэтому вопрос коммерческой осмотрительности в выборе контрагентов актуален и важен. И до заключения договора, и в ходе его исполнениянужно четко понимать с кем компания имеет дело и как это отразится на ее налоговой судьбе. И, конечно, запасаться неопровержимыми доказательствами предпринимаемой осмотрительности и осторожности. И простым сбором досье уже не обойтись.

Знаю, что некоторые компании не заморачиваются и поразительно спокойны в этом плане: запрашивают у потенциального контрагента (или готовят сами) пакет из учредительных и регистрационных документов, в лучшем случае поручают бухгалтеру заполнить небольшую анкету контрагента – и хранят так называемое досье на случай проверки.

Создание видимости проверки в современных реалиях потеряло всякий смысл. ФНС неоднократно комментировала это: истребование у контрагента регистрационных документов носит справочный характер и не указывает на принятие мер разумной осмотрительности. Одно из писем ФНС — от 18 мая 2918 г. № ЕД-4-2/9521@.

Цель проверки контрагента по новым правилам: проверить и понять, что перед вами – добросовестный бизнес. Обеспокоиться не только тем, уплачивает ли контрагент налоги, но и по ряду критериев убедиться в том, что сотрудничество с ним не влечет для вашей компании глубоких разочарований и рисков в виде негативных налоговых последствий.

Проверка контрагентов по новым правилам превратилась в беспокойную аналитическую работу. В которой выделяются этапы, цель которых — «обеспечить-проверить-подтвердить»:

Этап 1. Проверить деловую репутацию и благонадежность.

Этап 2. Убедиться в достаточности ресурсной базы и оценить риск неисполнения обязательств по договору.

Этап 3. Дать оценку коммерческого преимущества контрагента.

Этап 4. Составить грамотный договор. С гарантиями и условием возмещения убытков.

Этап 5. Обеспечить исполнение договора, отслеживать ход процесса и подтвердить результат.

Этап 6. Собрать документы.

Этап 1. Изучаем контрагента

Как правило, выбирая контрагента — исполнителя, компания с большой долей вероятности понимает, что за поставщик перед ней и стоит ли идти на риск.

Есть разные категории контрагентов, к ним разный подход и разный объем доказательств их благонадежности.

Есть мелкие неопасные компании — поставщики – за воду, канцтовары. Вряд ли кто оспорит сделку с ними. Есть крепкие госкомпании – монополисты с безупречной репутацией. На них тоже не стоит тратить время. Их проверка на добросовестность по сути формальна.

Есть и крепкие партнеры, с которыми вы работаете не один десяток лет. Здесь стоит подстраховаться. Мало ли что.

И, конечно, особое внимание требуется при выборе новых настойчивых незнакомцев – потенциальных контрагентов, «темных лошадок».

Для начала стоит пробежаться по признакам компаний-однодневок. Симптомы «однодневок» — давно не новость. О них в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-6/333 и письме ФНС от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247. Письмо ФНС утратило силу в части указания аннулирования налоговых деклараций, но перечень порочных признаков – актуален и сейчас.

Под ряд подозрительных критериев могут попасть совершенно обычные компании. Важно взвешенно оценить данные о контрагенте и – главное — свои риски.

Даже при реальной сделке — недобросовестность контрагента может повлечь негативный результат проверки. Поэтому собираем доказательства, что контрагент добропорядочен, договороспособен и ему можно доверять.

Запрос документов у потенциального контрагента

Кроме сведений из открытых источников запросите у контрагента документы, которые самостоятельно получить не можете:

  • копию устава, чтобы убедиться в полномочиях руководителя или их ограничениях.
  • приказ о назначении директора. Обратите внимание на срок полномочий директора и актуальность сведений в выписке из ЕГРЮЛ
  • доверенность на представление интересов компании (если договор подписывается по доверенности);
  • копию паспорта директора,
  • справку о постановке на налоговый учет, справку из Росстата.
  • решение об одобрении крупной сделки или письмо о том, что сделка не является крупной;
  • копии лицензий, выписку из реестра СРО ( если вид деятельности попадает под соответствующие требования законодательства);
  • сведения о банковских реквизитах. Чем выше рейтинг банка, в котором его счет- тем вам спокойнее. Банки тоже проверяют своих клиентов.
  • бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. Лучше за 2-3 года.

Объем доказательств проявления осмотрительности и осторожности ничем не ограничен. Быть может только принципом разумной достаточности.)) Без фанатизма.))

Чем больше соберете документов – тем вернее примете решение. И тем меньше ваш риск.

Состав доказательств может зависеть от вида сделок и особенностей бизнеса. К примеру, при покупке дорогостоящей недвижимости целесообразно отследить все предыдущие с ней сделки по данным Росреестра.

Интернет-поиск

Проверьте деловую репутацию потенциального контрагента в сети Интернет:

  1. Забейте название компании, ФИО ее директора в поисковик и посмотрите, в каком контексте они упоминаются. Прошерстите на предмет любой информации: упоминания в СМИ, участие в тендерах, судебных разбирательствах… Распечатайте – и сохраните.
  2. Внимательно изучите сайт контрагента. Сделайте экранные копии Интернет-страниц – главную, страничку контактов, отзывы клиентов, копии лицензий, прайсы (фрагменты), ответы-вопросы, реклама… Проставьте дату.

Не полагайтесь, что сможете распечатать в любой момент при проверке. К моменту проверки можете не успеть — контрагент может исчезнуть, не заплатить за хостинг, провайдер может продать его сайт.

Неработающая страница, устаревшая информация, отсутствие рекламы – тревожные признаки.

Если сайта у контрагента нет – это плохой знак. В наше время? Нет сайта? И лендинга нет? Бизнес-страничка в соцсетях может? Или реклама?

Предвижу резонный вопрос проверяющих: как вы его нашли? Из каких публичных источников о нем узнали? Он – о вас? Или вы – о нем? – Соберите такие данные. Как познакомились (физически)? Встречались или нет?

Если сведения личные и не хочется их раскрывать — продумайте вариант знакомства на специализированной выставке, не предусматривающей регистрацию участников. Но эта выставка должна реально состояться (тема, город, дата) — эти данные проверяемы. Ответы вашего контрагента на подобные вопросы должны совпадать с вашими ответами.

И немаловажно: зафиксируйте контактные данные для связи с должностными лицами — их телефоны, адрес электронной почты. Сохраните деловую переписку.

И еще. Все полученные данные и сведения советую фиксировать на бумаге или дополнительно хранить в электронном виде. С проставленной датой. Чтобы не забыть по прошествии времени и не потерять. Меняются персонажи, забываются многие темы — поэтому все документы должны быть здесь! и сейчас!

Этап 2. Оценка потенциала контрагента и риска неисполнения им обязательств по договору

Цель : понять — каким образом и за счет каких ресурсов контрагент сможет исполнить договор.

Для анализа наличия и достаточности ресурсной базы контрагента:

1. Запрашиваем бухгалтерскую и налоговую отчетность. Оцениваем финансовую состоятельность контрагента- какие активы на балансе, что с обязательствами. Бизнес растет или стагнирует? Уточняем – что в собственности, что в аренде, лизинг – на какой срок. Интересует все — производственные мощности, служебные помещения –складские, офисные, торговые — технологическое оборудование, оборудование, транспорт.

2. Выясняем особенности работы и технологического процесса – откуда поставки, есть ли импорт, кто основные поставщики, кто покупатели, есть ли экспорт. Транспортное обеспечение – за чей счет.

3. Привлекаются ли соисполнители. По какой причине — например, недостаток производственных мощностей, ограниченный автопарк, отсутствие квалифицированного персонала. Прочность и долгосрочность деловых связей с ними. Как вы проверяете их деловую репутацию.

4. Есть ли штатные сотрудники, квалифицированный персонал. Какие данные в справке о среднесписочной численности.

5. Информация о наличии опыта исполнения договоров подобного рода. Есть ли отзывы и рекомендации от прежних партнеров, как исполнены договоры и какие результаты достигнуты. Были ли претензии и споры.

Для оценки фактической дееспособности контрагента и достаточности ресурсной базы налоговики советуют посетить офис потенциального контрагента, а также его торговые площадки, производственные и складские помещения. С осмотрами подобного рода я не встречалась. Как правило — данных насторожиться и отклонить контрагента по подозрительным признакам – хватает и без этого. Но отрицать не буду – видимо да, это действенно. Фотофиксацию в этом случае – если пойдете на осмотр — сохраните.

Само по себе отсутствие склада, транспорта не означает нереальности сделок – например, перепродажей товаров можно заниматься и без них. Но логика любого бизнеса должна присутствовать, внятно разъяснена и вам понятна.

Прокомментирую еще один спорный совет консультантов – может вы очень скрупулезно относитесь к проверке контрагентов ? – пробежаться по 12 критериям назначения выездных налоговых проверок. Яростно спорить не буду, но на практике не встречала, что компания отказалась от сделки из-за того, что у контрагента зарплата ниже средней по отрасти, невысокая налоговая нагрузка или превышена доля вычетов по НДС. Насторожить да, должно. Это индикаторы проверки. Но много ли найдется компаний, у которых по всем 12 критериям отбора на проверку – полный порядок?

Если вы не видите показателей отчетности компании и не можете оценить ее потенциал, если контрагент не хочет представлять документы и уклоняется от пояснений — с таким контрагентом лучше не работать!

Как видим, на бизнес возложена полноценная ревизионная функция. Подозрительный контрагент – вне закона. Договор с ним заключать опасно. Сама бизнес — среда отправит его в коммерческий бан.

Этап 3. Оценка коммерческого преимущества

В крупных компаниях работает система закупок или тендеров. Именно система. В средних и мелких – как правило – все гораздо проще. Контрагента выбирают по приемлемым ценовым показателям и по удобным условиям работы.

Но налоговую будут интересовать вопросы, к которым надо быть готовым. Проведен ли мониторинг рынка аналогичных товаров (работ, услуг), анализ других вариантов: в чем преимущества выбранного контрагента? По каким критериям он выбран? Как происходила процедура выбора? Конкурс, тендер?

Еще такие на такие вопросы готовьте ответы: Кто подбирает контрагентов? Участвует ли учредитель в процессе выбора? Как происходит общение? Где заключен договор «физически» ( вы к ним, или они к вам)? Знакомы ли лично руководители? Как он выглядел? Блондин он?

Каков порядок корпоративного одобрения сделок? Как организована в компании работа по проверке и выбору контрагента? Кто ответственный за сбор документов, что с процедурой согласования и утверждения внутри компании.

Об этом два письма ФНС от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@ и от 12 мая 2017 г. № АС-4-2/8872. Первое письмо- указание ФНС налоговикам – какие документы у компаний запрашивать и какие вопросы задавать. Второе – как компаниям провести самооценку рисков при выборе контрагентов.

Зачастую на практике – как правило, в малых и средних компаниях- выбором контрагента и заключением договора с ним, занимаются специалисты – ответственные за закупку, а оформление документации полностью — или в большей ее части – это зона ответственности бухгалтера.

Нередко бывает, что документы оформляются постфактум, когда вопрос о выборе контрагента уже решен. И бухгалтер расценивает эту обязанность как дополнительную нагрузку, формально «для галочки», по сути ничего не решая, а «маскируя» сделку документами. Если в вашей компании дела обстоят именно так — вы сильно рискуете.

К сожалению, не все руководители принимают меры. Несмотря на факты полного разорения компаний после выездных проверок и суровые судебные решения о субсидиарной ответственности должностных лиц.

Систематизировать эту работу поможет Регламент проверки контрагентов и выбора исполнителя договора. Этот локальный нормативный акт регулирует порядок проведения проверок по категориям контрагентов. Определяет алгоритм действий ответственных лиц, движения документов, процедуры их анализа, согласования, выбора контрагента. По результатам проверки формируется отчет и подшивается в досье контрагента.

Будьте уверены, что, если работа по проверке контрагента проведена грамотно и основательно – ее результат не оставит налоговой шансов усомниться в достаточности мер и разумности ваших действий. И обезопасит ваш бизнес от случайных партнеров, рисков и потерь.

И да, на проверку контрагента и оценку рисков придется потратить и время, и силы сотрудников. Это большая планомерная работа. Но есть огромный плюс — вы будете понимать, что этот риск минимален.

Получение всей необходимой информации онлайн

Конечно, узнать отдельные данные о предпринимателе или организации, или получить выписку ЕГРИП или ЕГРЮЛ можно в бумажном виде в соответствующих государственных учреждениях. Но значительно удобнее и быстрее сделать то же самое в режиме «онлайн» не отходя от своего компьютера.

Проверка контрагента на сайте позволяет получить исчерпывающие данные, в том числе: название (либо ФИО для ИП), реквизиты, адрес и контактные данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, полные регистрационные, налоговые, страховые сведения, информацию об учредителях, соучредителях, капитале и долях, видах деятельности, а также записи в реестре о процессах создания, реорганизации, ликвидации и т.п.

Проверка контрагента по ИНН, таким образом, позволяет получить всю необходимую информацию, позволяющую объективно оценить потенциального партнера перед заключением сделки, посмотреть, каково состояние дел у текущих партнеров, удостовериться в добросовестности, надежности и стабильности компании или предпринимателя.

О сервисах для проверки контрагентов

Условно сервисы для проверки контрагентов можно разделить на бесплатные и платные. Бесплатные сервисы — это отдельные онлайн-ресурсы, каждый из которых обладает конкретной функцией. Например, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве можно посмотреть, не является ли контрагент банкротом. В большинстве случае таких сайтов достаточно, чтобы выявить недобросовестных лиц и злоумышленников.

Платные варианты отличаются друг от друга наборами функций и стоимостью тарифов.

Бесплатные

В список основных бесплатных ресурсов, которые помогут проверить контрагентов, входят сервисы государственных ведомств.

Сайт ФНС. Ресурс позволяет проверить себя и контрагента по ИНН и другим реквизитам. Для этого на сайте реализованы следующие службы:

  • Сервис «Проверка контрагента» — позволяет проверить факт регистрации ИП или юридического лица в ЕГРН.
  • Сервис по проверке адресов массовой регистрации — для проверки юридического адреса партнёра и получения списка массовых адресов в выбранном регионе.
  • Сервис для поиска сведений в реестре дисквалифицированных лиц — с его помощью можно выяснить, входит ли партнёр в список лиц, которые по решению суда не имеют права быть руководителем или учредителем организации (ИП).
  • Единый реестр субъектов МСП — для поиска потенциального партнёра в реестре достаточно указать ИНН, ОГРН, ОГРНИП или ФИО. Результат выдачи можно скачать в виде справки в формате pdf.
  • Сервис для получения выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП — в нём отражается основная информация о регистрации (дата, место постановки на учёт и другое). Если о партнёре сведений нет, значит, он не зарегистрирован.

Картотека Арбитражных дел. На сайте можно проверить, участвовал ли будущий контрагент в судебных разбирательствах. Нужно обратить внимание на дела, в которых потенциальный партнёр выступал в качестве ответчика. При наличии у него большого количества судебных разбирательств, особенно по взысканию долгов, заключать сделку не стоит.

Банк данных исполнительных производств. Через базу судебных приставов можно проверить, есть ли у юрлица или ИП предъявленные к взысканию долги. Вряд ли вы заходите иметь дело с контрагентом, который проиграл спор в суде и не платит по долгам.

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Если потенциальный партнёр окажется в перечне, лучше отказаться от сделки с ним. Сотрудничество с контрагентом-банкротом не принесёт ничего хорошего.

Сайт Федеральной службы статистики. Позволяет получить бухотчетность интересующей организации. Для этого необходимо пройти в соответствующий раздел сайта, указать в полях реквизиты и дату отчётности.

Сервис для проверки паспорта. Действительность документа можно установить по серии и номеру. Очевидно, что не стоит работать с организаций, у руководителя которой недействительный паспорт. Также можно проверить и представителей контрагента.

Сервис проверки доверенности представителя. При работе с представителем следует сразу запросить от него доверенность на полномочия действовать от имени организации. Проверить её содержание и действительность можно, указав в соответствующих полях формы номер и дату доверенности, а также ФИО нотариуса.

«ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС». База данных этого сервиса формируется за счёт ИП и юрлиц, которые сами указывают в специальных карточках информацию о себе и своих организациях. С одной стороны, это удобно тем, что можно бесплатно получить различные сведения: от финансовой отчётности до судебных дел. С другой — по многим предпринимателям и организациям мало данных.

Проверка с использованием сервисов налоговых органов

Ключевой из сервисов Федеральной налоговой службы (ФНС) — Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По адресу https://egrul.nalog.ru можно мгновенно получить актуальную выписку в pdf-формате. Выписка включает в себя сведения о наименовании и дате регистрации, уставном капитале общества, ФИО директора или наименование управляющей компании, номера и даты выдачи лицензий, коды ОКВЭД, а также сведения ликвидации или банкротстве.

Второй по важности ресурс — это реестр сообщений о ликвидации, реорганизации и иных обязательных сообщений, публикуемых вестником государственной регистрации: http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/. К его недостаткам относится то, что организация может несвоевременно направить документы для публикации, однако контрагенту не удастся завершить реорганизацию или ликвидацию до истечения установленных законом сроков после публикации сообщения.

Аналогичный, но более узкий функционал представлен в едином федеральном реестре сведений о банкротстве — http://bankrot.fedresurs.ru/ — в нем отражены сведения только о банкротстве.

Сомнительных контрагентов обязательно следует проверить по реестру организаций, в отношении которых принято решение об исключении их из ЕГРЮЛ в связи с неосуществлением деятельности — http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/.

Реестр сведений о заблокированных счетах https://service.nalog.ru/bi.do, как правило, не применяется для проверки контрагентов, но информация о наличии заблокированных счетов может послужить поводом для более осмотрительной работы с компанией до устранения причин блокировки. Если контрагент — заказчик, покупатель или иное лицо, от которого Вы ожидаете оплаты, а заблокированный счет — единственный, следует подождать разблокировки до заключения новых договоров.

Кроме того, если предполагается предоплата или поставка без предоплаты компании, с которой вы раньше не работали, рекомендуется проверить, не подавал ли такой контрагент заявлений в ФНС — среди них может оказаться заявление о ликвидации компании. Проверить статус заявлений, поданных в ФНС, можно по адресу: https://service.nalog.ru/uwsfind.do.

Проверка контрагента по правовым сервисам

Высокой информативностью обладает Картотека арбитражных дел, размещенная по адресу: http://kad.arbitr.ru/. В ней можно получить информацию о всех арбитражных спорах с участием Вашего контрагента по крайней мере с 2010 года, а зачастую — о более ранних спорах.

Анализ арбитражных дел — это не только выявление заявлений о банкротстве, но также информация о том, как часто и по какой причине контрагент не выполняет свои обязательства. Предъявление иска на сумму, сопоставимую или превышающую сумму активов контрагента, является обоснованной причиной не сотрудничать с ним до разрешения такого дела.

Картотека позволяет запрашивать сведения по наименованию, ОГРН или ИНН. На практике лучше проверять наличие арбитражных споров по всем указанным реквизитам, так как работники суда часто допускают ошибки при внесении информации в картотеку.

Дополнительные бесплатные сервисы для проверки контрагентов

Для оценки того насколько опасны текущие судебные споры для компании и получения общей информации о её бухгалтерской отчетности, можно воспользоваться сведениями Росстата о бухгалтерской отчетности компании, размещенными по адресу: http://www.gks.ru/accounting_report.

Основной минус сервиса — запоздалое отображение информации. Например, на момент написания статьи данные за 2017 г. еще не отображались — как следствие, сведения о компаниях, созданных меньше 1,5 лет назад, в реестре отсутствуют. У сервиса часто возникают технические проблемы, ведущие к его неработоспособности.

При проверке компаний, которые занимаются поставками для государственных нужд, целесообразно использовать Единую информационную систему в сфере госзакупок. В ней содержатся сведений о заключенных контрактах и их цене http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html.

Платные

Тем, кому часто приходится работать с новыми контрагентами, собирать сведения о потенциальном партнёре через бесплатные ресурсы будет неудобно. В этом случае больше подойдут платные аналоги. На примере «Астрал.СКРИН» рассмотрим особенности и преимущества платных сервисов.

Основное назначение «Астрал.СКРИН» — проверка контрагентов на предмет благонадёжности. Благодаря сервису, пользователь может получить доступ к информации об организациях, зарегистрированных на территории РФ. Сведения берутся из официальных источников.

«Астрал.СКРИН» реализован на той же платформе, что и система электронной отчётности «Астрал Отчёт 5.0». При этом сервис работает как самостоятельно, так и в связке с «Астрал Отчётом».

Особенности сервиса:

  • Предназначен не только для проверки потенциального партнёра на благонадёжность, но и для оценки его финансовой состоятельности.
  • Данные берутся из проверенных источников, таких как ФНС, Федеральное казначейство, ГМЦ Росстата, ЕФРСБ, газет «Коммерсантъ» и «Российская газета» (в них публикуются сообщения о банкротствах).
  • Для поиска контрагента используется практически любой параметр: ИНН, ОГРН, название компании или ФИО директора (учредителя).
  • Базовая версия включает весь набор опций — за дополнительные функции не нужно доплачивать отдельно.

Возможности:

  • экспресс-оценка благонадёжности;
  • отслеживание важных событий, касающихся контрагента: арбитражные дела, банкротство, смену собственников и другая важная информация;
  • получение обзоров рынка, предприятий, отрасли;
  • получение данных из реестра государственных контрактов и информации по закупкам;
  • получение и анализ бухотчетности любой компании, зарегистрированной на территории РФ;
  • запрос и формирование выписок ЕГРЮЛ/ЕГРИП по любому контрагенту, который зарегистрирован и действует на территории РФ;
  • мониторинг изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • наличие демонстрационного режима.

Сервис подойдёт крупному бизнесу, субъектам МСП, юридическим организациям. Стоимость годовой подписки — 6 тысяч рублей.

Таким образом, пользователь платных сервисов может не только получить всю необходимую информацию в один клик, но и оценить благонадёжность контрагента, а также проанализировать полученные сведения благодаря дополнительным функциям.

Источники

  • https://www.klerk.ru/buh/articles/505017/
  • https://www.klerk.ru/blogs/zozula/484676/
  • https://Nalog.io/proverka-kontragenta
  • https://www.klerk.ru/blogs/astral/504657/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/475433/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: