Внеплановая проверка Роспотребнадзора: все что вам нужно знать

Содержание
  1. О Постановлении Правительства № 438
  2. Итак, какие проверки приостановлены в 2020 году?
  3. Исключение из реестра плановых проверок
  4. Внеплановые проверки остаются
  5. Законные основания проведения проверок
  6. Общие сроки и периодичность проверок
  7. Основания внеплановых проверок
  8. Об анонимных обращениях
  9. Предварительная проверка
  10. О действиях контролирующего органа по результатам предварительной проверки
  11. Согласование внеплановой проверки с органами прокуратуры
  12. Уведомление о проведении внеплановой проверки
  13. Порядок организации проверки (мероприятия по контролю)
  14. Налоговая проверка организации: особенности внеплановых ревизий
  15. Как понять, что грядет налоговая проверка?
  16. Как избежать внеплановой налоговой проверки?
  17. Что делать при документарной проверке
  18. Что делать при выездной проверке
  19. Чем грозят проверки Роспотребнадзора
  20. Как обжаловать результаты проверки
  21. Что делать если пришедшие к вам лица отказываются предъявлять документы, подтверждающие их право на проведение проверки
  22. Как должна проводиться выездная проверка (проверка на вашем предприятии, в офисе или на производстве)
  23. Предмет плановой проверки. Ежегодный план проверок
  24. Мораторий на проведение плановых проверок
  25. О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода
  26. О проверочных листах (списках контрольных вопросов)
  27. Гарантии прав медицинских организаций при проведении проверок
  28. Недействительность результатов проверки
  29. В каких случаях возможна внеплановая проверка
  30. Общие положения о проверке по жалобе работника
  31. Возможность проверки по анонимному обращению

О Постановлении Правительства № 438

Начнем разбор темы с ПП РФ № 438. Забегая наперед, отметим, что это не единственный подзаконный нормативный правовой акт, которым устанавливаются особенности и послабления проведения проверок в 2020 году, однако именно он распространяется на большинство видов государственного контроля (надзора).

Если кратко, то ПП РФ № 438 в 2020 году приостановлено большинство плановых проверок (за некоторыми исключениями). Однако следует учитывать, что данное Постановление распространяется не на все виды государственного контроля (надзора), который может проводиться в отношении медицинских организаций.

Итак, какие проверки приостановлены в 2020 году?

Согласно п. 1 и 2 ПП РФ № 438, в 2020 году приостанавливаются плановые проверки, которые подпадают под сферу действия данного Постановления (о видах контролях, на которые ПП РФ № 438 мы расскажем чуть позже).

Из данного правила есть лишь одно исключение – согласно п. 2 ПП РФ № 438, проведение плановой проверки по-прежнему будет возможно, если одновременно будут выполнены 2 условия:

  • Проверка проводится в отношении лица, которое не является субъектом малого (среднего) предпринимательства либо является некоммерческой организацией со среднесписочной численностью работников в 2019 году более 200 человек;
  • Данное лицо использует производственные объекты, отнесенные к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесено к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, либо для этого лица установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Таким образом, поскольку как минимум под второе условие медицинские организации не подпадают, в 2020 году проведение плановых проверок по большинству видов государственного контроля им не грозит.

К слову, у многих сложилось ошибочное мнение, что мораторий на проверки, установленный в ПП РФ № 438, распространяется только на субъектов малого и среднего предпринимательства. Причиной этому, видимо, является Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ, которым 1 апреля были внесены изменения в базовый Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294).

В частности, одним из изменений в ФЗ № 294 стала часть 1.1 статьи 26.2, которой был объявлен мораторий на проведение некоторых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако в этой же части устанавливалось, что Правительством РФ может быть установлено иное. После чего 14 апреля вступило в силу ПП РФ № 438, которым действие мораторий было расширено на всех лиц, за исключением тех, о которых мы писали чуть выше (см. п. 1 и 2 ПП РФ № 438).

Исключение из реестра плановых проверок

Важный момент – решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3). Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Однако еще раз повторим – это касается только тех видов контроля, на которые распространяется ПП РФ № 438.

Внеплановые проверки остаются

Несмотря на то, что ПП РФ № 438 приостанавливает проведение плановых проверок, органы надзора смогут по-прежнему назначать и проводить внеплановые проверки по следующим основаниям (п. 1 и 2):

№ п/п Основание проверок Согласование прокуратуры
1 Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью Требуется
2 Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
3 Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан
4 Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя Не требуется
5 Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав)
6 Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность Не требуется
7 Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений
8 Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

При этом, п. 6 Постановления № 438 установлено, что внеплановые проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Исключений всего два:

  • Когда выезд согласован с органами прокуратуры в случаях, указанных в пунктах 1-3 таблицы выше;
  • Когда возможность выезда должностных лиц органов контроля предусмотрена поручением Президента РФ, Правительства РФ или прокурора (данное исключение касается проверок, указанных в п. 4-5 таблицы выше).

Законные основания проведения проверок

Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении (п. 1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на проведение налогового контроля, на проведение оперативно-розыскных мероприятий, на прокурорский надзор и т.д. (п. 3 и 3.1. Закона № 294-ФЗ).

Согласно ст. 85 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государственный контроль в сфере здравоохранения включает в себя:

  • Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
  • Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств
  • Государственный контроль за обращением медицинских изделий
  • Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Данная статья посвящена проверкам, проводимым органами надзора в сфере здравоохранения в отношении медицинских и фармацевтических организаций, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую или соответственно фармацевтическую деятельность. К медицинскими и фармацевтическим организациям также приравниваются индивидуальные предприниматели.

Закон № 294-ФЗ полностью распространяется на проведение проверок Роспотребнадзором. Данный закон однако применяется с особенностями, установленными иными федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства, контроля в области пожарной безопасности и других форм контроля (п. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Общие сроки и периодичность проверок

Сроки проведения внеплановых проверок не могут превышать 20 рабочих дней. Срок внеплановой проверки, в отличие от плановой выездной проверки не может быть продлен.

Действующее законодательство не устанавливает периодичность внеплановых проверок. Таким образом, в отношении медицинской организации внеплановая проверка может быть проведена каждый раз при возникновении оснований для ее проведения.

Основания внеплановых проверок

Законодатель четко указывает, в каких случаях возможны внеплановые проверки в сфере здравоохранения* (п.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

  • Истечение срока исполнения медицинской организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения
  • Приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск – ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
  • Поступление в контролирующие органы заявления от медицинской организации о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки такой организации предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом*, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:
    • Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде…, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, …возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • Нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

Особенности оснований проведения проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в частности, лицензионного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства, контроля в области пожарной безопасности и т.д. Например, дополнительным основанием для внеплановой лицензионной проверки может являться заявление гражданина о грубом нарушении медицинской (фармацевтической) организацией лицензионных требований.

С 1 января 2017 года: составляется акт о невозможности проведения внеплановой выездной проверки и в течение 3 месяцев со дня его составления орган контроля вправе принять решение о проведение в отношении такого проверяемого лица внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления проверяемого лица, если проведение внеплановой выездной проверки оказалось невозможным:
  • в связи с отсутствием ИП (его уполномоченного руководителя), руководителя или иного должностного лица юридического лица;
  • с фактическим неосуществлением деятельности проверяемого лица;
  • в связи с иными действиями (бездействием) проверяемого лица, повлекшего невозможность проведения проверки.

*Более подробно с информацией о мероприятиях по контролю без взаимодействия Вы можете ознакомиться в нашей статье: «О новом виде государственного контроля (надзора) – мероприятиях по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и немного о контрольной закупке».

Об анонимных обращениях

Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контролирующий орган.

При этом, если информация, изложенная в таком обращении, является основанием для проведения внеплановой проверки, контролирующий орган при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве подобного обращения или заявления обязан принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращения и заявления, направленные в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки при условии, что они были направлены с использованием средств информационно – коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Предварительная проверка

С 1 января 2017 года контролирующие органы могут проводить предварительную проверку поступившей информации в том случае, если при рассмотрении поступивших обращений и заявлений отсутствует достоверная информация (частью 3.2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ):

  • о лице, допустившем нарушение обязательных требований;
  • о достаточных данных о нарушении обязательных требований;
  • либо о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, … или причинения вреда жизни, здоровью граждан…, или нарушения прав потребителей.

В ходе проведения предварительной проверки контролирующими органами:

  • принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у направившего обращение (заявление) лица;
  • проводится рассмотрение документов проверяемого лица, имеющихся в распоряжении контролирующего органа;
  • при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом и без возложения обязанности на указанных лиц обязанности по предоставлению информации и исполнению требований контролирующих органов;
  • могут быть запрошены у проверяемого лица пояснения в отношении полученной информации.

Представление пояснений и иных документов в рамках проведения предварительной проверки для проверяемого лица является не обязательным. По результатам предварительной проверки меры по привлечению к ответственности проверяемого лица не принимаются.

О действиях контролирующего органа по результатам предварительной проверки

Контролирующий орган подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки, если в ходе проведения предварительной проверки:

  • будут установлены лица, допустившие нарушение обязательных требований;
  • получены достаточные данные о нарушении обязательных требований;
  • либо получены достаточные данные о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, … или причинения вреда жизни, здоровью граждан…, или нарушения прав потребителей

Предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после их начала:

  • выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для её проведения;
  • установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в заявлении или обращении.

Если же в ходе проведения предварительной проверки выявляется факт заведомо ложных сведений в заявлении (обращении) лиц, то контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с такого лица расходов, понесенных контролирующим органом в связи с рассмотрением подобного заявления (обращения).

Согласование внеплановой проверки с органами прокуратуры

В предыдущем разделе настоящей статьи был перечислен ряд базовых оснований согласно Закону № 294-ФЗ для проведения внеплановых проверок. Однако только по некоторым из них предусмотрено обязательное согласование с прокуратурой, а именно мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:

  • Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде…, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, …возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Также обязательное согласование с прокуратурой требуется для проведения внеплановой проверки по такому основанию как выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск – ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска* является основанием для проведения внеплановой проверки.

В связи с необходимостью принятия неотложных мер при обращениях о фактическом причинении вреда, органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в течение 24 часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждена типовая форма заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен порядок согласования проведения внеплановой проверки с органом прокуратуры.

Необходимо отметить, что так как по некоторым видам контроля могут быть установлены иные основания для проведения внеплановых проверок и соответственно свои случаи согласования проведения проверки с органами прокуратуры.

Если проведение внеплановой проверки должно быть согласовано с органами прокуратуры, должностные лица, проводящие проверку, должны представить по просьбе проверяемой организации свидетельствующие об этом документы.

*Исходя из совокупного анализа пунктов 5.1 статьи 2, пункта 2.1 статьи 10 ФЗ № 294 следует, что индикаторы риска являются «толчком» для проведения мероприятий без взаимодействия, которые представляют собой параметры, соответствие которым или отклонение от которых, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием ля проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.
Указанные параметры должны быть утверждены соответствующими органами власти, уполномоченных принимать акты по вопросам осуществлении надзора (контроля) в соответствующей сфере деятельности (на сегодняшний день пока не приняты).
Индикаторы риска также будут использоваться и при проведении проверок методом риск – ориентированного подхода (устанавливаться на основании положения о федеральном государственном контроле (надзоре). При этом указанные параметры будут использоваться для необходимости проведения внеплановой проверки на основании пункта 2.1 части 2 статьи 10 ФЗ № 294, а также дополнительного мероприятия по контролю – контроль самих индикаторов риска.

Уведомление о проведении внеплановой проверки

О проведении внеплановой выездной проверки медицинская и (или) фармацевтическая организации уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом*, за исключением описанных ниже случаев.

В случае, если основанием для проведении проверки послужило обращение граждан о нарушение прав потребителей или поступление информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, то уведомление медицинской и (или) фармацевтической организаций производится менее чем за 24 часа до начала проведения проверки.

В случае, если в результате медицинской и (или) фармацевтической организаций причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительного уведомления о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется вовсе.

С 1 января 2017 такое уведомление о проведении внеплановой проверки направляется органом контроля в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридически лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ранее был предоставлен проверяемым лицом в орган контроля.

Порядок организации проверки (мероприятия по контролю)

  • Уведомление медицинской (фармацевтической) организации о начале проведения плановой проверки.
  • Вручение копии приказа (распоряжения) о проведении проверки уполномоченному лицу организации одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
  • Проверка органами контроля документов, помещений, оборудования, непосредственно относящихся к предмету, целям и задачам проверки.
  • Принятие акта проверки и (или) предписания об устранении нарушений.
  • Внесение записи о проведении проверки в журнал проверок.

Налоговая проверка организации: особенности внеплановых ревизий

Особенностью внеплановых ревизий является так называемая предварительная проверка. Она актуальна в случаях, когда основанием для контрольных мероприятий служит обращение «недоброжелателей» или запрос из прокуратуры.

На этом этапе ИФНС вправе:

  • Запросить у лица, направившего сообщение о нарушении, дополнительные пояснения и доказательства
  • Проанализировать имеющиеся в распоряжении инспекции сведения и информации о проверяемом лице
  • Провести контрольные мероприятия по данному вопросу без взаимодействия с проверяемым лицом (например, осуществить «выход по адресу», дабы зафиксировать факт отсутствия лица в данном месте)
  • Запросить у лица, в отношении которого поступил «сигнал», представить свои пояснения

Привлечь к ответственности по результатам предварительной проверки нельзя, но если при ее осуществлении факты о нарушении подтверждены, то готовится мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

В остальном порядок проведения плановых и внеплановых ревизий аналогичен. Процедура начинается с вынесения начальников инспекции или его заместителем решения о проведении проверки, в котором в обязательном порядке указывается:

  • налоги, которые будут проверяться
  • временной период
  • ФИО и должности чиновников, участвующих в контрольных мероприятиях. Обязательно указывается руководитель группы. Если в предполагается участие в ревизии сотрудников правоохранительных органов, об этом также должно быть указано в решении.

Выездная ревизия осуществляется посредством осуществления отдельных контрольных мероприятий, таких как:

  • Запрос документов (информации) у проверяемого лица, его контрагентов и иных лиц (банков, лицензирующих органов, саморегулируемых организаций и т.д.);
  • Получения банковских выписок лица, в отношении которого проводится проверка, а также его контрагентов по цепочке;
  • Проведения осмотров территории (офиса, склада, производственных помещений и т.д.)
  • Выемка предметов и материалов;
  • Получения свидетельских показаний. В качестве свидетелей могут вызываться не только директор и бухгалтер проверяемой фирмы, но и действующие и особенно бывшие сотрудники; директора и учредители контрагентов; любые лица, которые способны сообщить чиновникам необходимую информацию;
  • Проведение экспертиз и привлечение специалистов. Чаще всего проводятся экспертизы оценки стоимости объектов недвижимости и подлинности подписи.

Проверка должна быть закончена в течение 2 месяцев, но при наличии существенных оснований она может быть продлена решением вышестоящего органа. Фактический срок проверки значительно больше и может затягиваться до года, т.к. чиновники все время приостанавливают проверку: направили требование представить документы — приостановили проверку до получения результатов; направили требования контрагентам — приостановили.

Когда проверка приостановлена проводить контрольные мероприятия запрещено, но как правило, это время активно используется для анализа уже полученных документов и информации.
Заканчивается ревизия составлением справки и акта. В акте фиксируются все обнаруженные нарушения.

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта и имеет достаточное количество доказательств для их опровержения он имеет возможность подать возражения, которые вместе с актом рассматриваются начальником ИФНС и учитываются при принятии итогового решения по проверке.

Как понять, что грядет налоговая проверка?

Спрогнозировать назначение внеплановой ревизии очень сложно. Однако если принято решение закрыть бизнес или изменить его структуру, нужно заранее быть готовыми к назначению проверки. И хотя налоговики не проверяют абсолютно все компании, которые находятся в процессе ликвидации или реорганизации, риск попасть под контрольные мероприятия высок.

Наличие острого конфликта с контрагентом, клиентов или конкурентом также может послужить толчком к ревизии, если обиженная сторона сообщит о нарушениях закона с вашей стороны в контролирующие органы, например, в прокуратуру или в вышестоящий налоговый орган.

Как избежать внеплановой налоговой проверки?

Попытаться уклониться от ревизии можно на стадии предварительной проверки, если ИФНС запросит у вас пояснения по полученному «сигналу». Ни в коем случае нельзя игнорировать запрос чиновников. По возможности следует представить документы, свидетельствующие о вашей невиновности. Если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, лучше обратиться к помощи профессиональных консультантов. Они помогут грамотно составить пояснения, а при необходимости посетят вместе с вами ИФНС для дачи устных пояснений.

Что делать при документарной проверке

1. Подготовьте документы. Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов, которые нужны для проверки. Вместе с ним придёт копия приказа о проверке. Роспотребнадзор не должен требовать документы, которые может запросить у других госорганов, например, налоговой.

У вас есть десять рабочих дней, чтобы отправить на проверку копии документов с подписями руководителя и печатями. Заверять документы у нотариуса не нужно. Можно отправить в электронном виде с электронной подписью.

Если инспектору потребуется дополнительная информация, он отправит второй запрос. На ответ у вас будет ещё десять рабочих дней.

Если предприниматель не предоставит документы, Роспотребнадзор может выписать предупреждение, назначить штраф или приехать с внеплановой проверкой (ст. 19.7 КоАП РФ).

2. Следите за сроками. Проверяющие должны уложиться в 20 дней. Запрос на дополнительные документы не может прийти позже, чем на десятый день с начала проверки — иначе вы не успеете ответить.

3. Проверьте акт. Представитель Роспотребнадзора составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр отдают вам под расписку вместе с копиями проверенных документов. Если не даёте расписку, акт вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении.

В акте указаны все нарушения и список документов, которые проверил Роспотребнадзор. Если не согласны с результатами проверки или действиями инспектора, напишите об этом в акте.

Что делать при выездной проверке

1. Проверьте документы ревизоров. Посмотрите удостоверения сотрудников Роспотребнадзора и изучите приказ. В нём должно быть сказано, по каким причинам проводится проверка, что будут делать инспекторы и сколько времени это займёт. С сотрудниками Роспотребнадзора могут прийти другие эксперты, например, пробоотборщики. Проверьте их документы тоже.

Если имена и фамилии сотрудников Роспотребнадзора не совпадают с данными в приказе или вы сомневаетесь в подлинности документов — звоните в Роспотребнадзор.

2. Предоставьте информацию. Дайте сотрудникам Роспотребнадзора документы и покажите территорию, помещение, оборудование, транспорт, продукцию — всё, о чём сказано в приказе.

3. Присутствуйте при проверке. Сопровождайте сотрудников Роспотребнадзора, отвечайте на их вопросы и спрашивайте, что и как они проверяют.

4. Не мешайте проверяющим. Если вы уклоняетесь от проверки, не пускаете сотрудников Роспотребнадзора или мешаете осматривать оборудование и товары, вас могут оштрафовать:

  • должностное лицо и ИП на 5000 — 10 000 ₽;
  • компанию на 20 000 — 50 000 ₽.

За повторное нарушение штрафы увеличивают вдвое (ст. 19.4.1 КоАП РФ).

5. Следите за сроками. На малом предприятии сотрудники Роспотребнадзора могут находиться суммарно не дольше 50 часов, на микропредприятии — не дольше 15 часов. Проверку могут продлить, только если нужны длительные испытания или расследование.

6. Не платите за экспертизу. Инспектор может взять образцы или пробы продукции для исследования. Все экспертизы проводятся за счёт государства.

7. Пригласите юриста или уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, если нужна помощь. По закону они могут принять участие в проверке.

8. Проверьте акт. Инспектор составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр — ваш. В акте указаны дата, место, продолжительность проверки, кто присутствовал, а также нарушения, если они есть. К акту могут прилагаться документы: протоколы, объяснительные, предписания. Если для составления акта нужно дождаться результата экспертизы, вы получите его в течение трёх дней после проверки, если ждать не нужно — сразу после проверки.

Акт подписываете вы и проверяющий из Роспотребнадзора. Если с чем-то не согласны, напишите об этом в акте. Если отказываетесь подписывать акт, его вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении. Информация о проверке появится на официальном сайте регионального управления Роспотребнадзора в течение пяти дней со дня подписания акта.

Чем грозят проверки Роспотребнадзора

Если Роспотребнадзор нашёл нарушения при документарной проверке, инспектор выпишет предписание и штраф или предостережение. Может приехать с внеплановой проверкой.

Если нарушения нашли во время выездной проверки, вариантов несколько:

1. Выдадут предписание. В нём укажут требования и срок. Когда срок истечёт, сотрудник Роспотребнадзора проведёт проверку. Если нарушения по предписанию не устранили — штраф (ст. 19.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП 1000 — 2000 ₽ или дисквалификация на три года;
  • для компаний 10 000 — 20 000 ₽.

2. Выпишут штраф или предупреждение. Сотрудники Роспотребнадзора сами составляют протоколы. Инспектор может выписать штраф за нарушение СанПиН или прав потребителей: оказание некачественных услуг, обман, недостоверную информацию о товаре.

Штраф зависит от тяжести нарушения. Если покупателя обсчитали в магазине, ИП оштрафуют на 10 000 — 30 000 ₽, компанию — на 20 000 — 50 000 ₽. Если сотрудник Роспотребнадзора увидел, что на колбасе этикетка с датой изготовления заклеена этикеткой с более поздней датой, компанию могут оштрафовать на 100 000 — 500 000 ₽.

Малому и среднему бизнесу и компаниям, у которых впервые нашли нарушение, штраф могут заменить на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ).

3. Конфискуют товар. Товары могут забрать, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.

4. Временно остановят бизнес. Работу компании или ИП могут приостановить максимум на 90 дней, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.

3. Посадят. Сам Роспотребнадзор не даёт срок, но может отправить в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела. Для этого должны быть признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства. Например, бизнесмен выпускает рыбные консервы и не соблюдает СанПиН. Люди массово заболели ботулизмом, несколько человек погибли. Это уголовное дело.

Как обжаловать результаты проверки

1. Подайте жалобу в Роспотребнадзор.

Документ, с которым не согласны Причина жалобы Срок подачи возражения
Акт Вы не согласны с тем, что написано в акте проверки 15 дней
Предписание Роспотребнадзор требует устранить нарушения, но вы не согласны с требованиями 15 дней
Постановление Вы считаете, что инспектор выписал слишком большой штраф, неоправданно конфисковал товар или приостановил работу 10 дней
Документ, с которым не согласны
Акт
Причина жалобы
Вы не согласны с тем, что написано в акте проверки
Срок подачи возражения
15 дней
Документ, с которым не согласны
Предписание
Причина жалобы
Роспотребнадзор требует устранить нарушения, но вы не согласны с требованиями
Срок подачи возражения
15 дней
Документ, с которым не согласны
Постановление
Причина жалобы
Вы считаете, что инспектор выписал слишком большой штраф, неоправданно конфисковал товар или приостановил работу
Срок подачи возражения
10 дней

В жалобе укажите:

— свои фамилию, имя, отчество, контакты;

— данные о компании или ИП;

— кто и какое постановление вынес;

— с чем вы не согласны и почему;

— как вы хотели бы получить ответ: по почте, по электронной почте.

Прикрепите к жалобе копию акта проверки, предписания или постановления и документы, которые могут подтвердить вашу правоту. Если нужно, запросите их у Роспотребнадзора. Допустим, у вас столовая. Роспотребнадзор штрафует вас за то, что питьевая вода, на которой вы готовите, не соответствует СанПиН. Вы считаете, что в этом виновата водоснабжающая организация. Попросите у Роспотребнадзора результаты проверки водоснабжающей организации.

Отправьте жалобу в региональное или федеральное управление Роспотребнадзора:

— по почте;

— по электронной почте;

— через сайт Госуслуг, там будет онлайн-форма для жалобы;

— отдайте в приёмную своего отделения Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор зарегистрирует вашу жалобу на следующий день и ответит в течение 30 дней после регистрации.

3. Обратитесь в прокуратуру. Если вы отправили жалобу в Роспотребнадзор и ответ вас не устроил, подайте заявление в прокуратуру. Вам ответят в течение 30 дней. Если прокуратура найдёт серьёзные нарушения в работе Роспотребнадзора, всё решится в суде.

Что делать если пришедшие к вам лица отказываются предъявлять документы, подтверждающие их право на проведение проверки

Как уже было сказано выше, должностные лица органов государственного и муниципального контроля при проведении выездных проверок (за исключением мероприятий негласной оперативной деятельности), должны предъявлять:

  • служебные удостоверения;
  • распоряжение руководителя органа государственного (муниципального) контроля о назначении выездной проверки.

Если же при проведении проверки должностные лица не ознакомили работников предприятия со своими полномочиями и основаниями проведения проверки, это может означать то, что:

1. Органы МВД (ОБЭП, УБЭП, ДЭБ и т.д.) проводят на вашем предприятии негласную проверку.

Поэтому, если сотрудники МВД не ознакомили с полномочиями и основаниями поведения проверки, то работники предприятия не должны препятствовать им. Тем не менее, такие негласные проверки являются скорее исключением, чем правилом и заострять на них внимание не следует.

2. Проверка проводится незаконно, без каких-либо оснований для ее проведения.

Возможно, что к вам пришли с проверкой сотрудники органа государственного (муниципального) контроля, однако, действуют они без санкции руководства и используют свое служебное положение для вымогательства денег или незаконного изъятия документов или товаров.

Если у проводящих проверку лиц есть удостоверения, но нет распоряжения руководителя о назначении выездной проверки, то работники предприятия должны:

  • заявить проверяющим о том, что проверка проводится незаконно, и работники не будут оказывать им содействие и предъявлять какие-либо документы, имущество или материалы.
  • зафиксировать все действия проверяющих на бумаге, видеокамере или записывать на диктофон. После этого результаты проверки нужно обжаловать в соответствующем органе государственного контроля, в прокуратуре или в суде.

3. Под видом сотрудников органа государственного (муниципального) контроля, к вам пришли мошенники.

В том случае, если к вам пришли с проверкой неизвестные лица, и не предоставили своих удостоверений, есть вероятность того, что они являются мошенниками. Поэтому работники предприятия должны позвонить в ближайшее отделение милиции и обратиться с заявлением о совершении противоправных деяний.

После этого, работники предприятия должны заявить проверяющим то, что проверка проводится незаконно, и работники не будут оказывать неизвестным лицам содействие и предъявлять какие-либо документы, имущество или материалы.

Как должна проводиться выездная проверка (проверка на вашем предприятии, в офисе или на производстве)

  • Сотрудники контролирующих органов обязаны предъявить служебные удостоверения;
  • Сотрудники контролирующих органов обязаны ознакомить представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя с распоряжением или приказом руководителя контролирующего органа о назначении выездной проверки. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются представителю фирмы под роспись;
  • Сотрудники контролирующих органов обязаны ознакомить со своими полномочиями, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
  • По просьбе представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, должностные лица органа государственного контроля, обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах.

Срок проведения каждой из проверок, не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного малого предприятия общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов, и в отношении одного микропредприятия — пятнадцать часов в год.

Предмет плановой проверки. Ежегодный план проверок

Предметом плановой проверки является соблюдение медицинской и (или) фармацевтической организациями в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Плановая проверка в отношении медицинской и (или) фармацевтической организаций проводится на основании ежегодных планов плановых проверок, разрабатываемых и утверждаемых руководителем соответствующего органа контроля.

Мораторий на проведение плановых проверок

С «01» января 2016 по «31» декабря 2018 года действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении медицинских организаций (статья 26.1 ФЗ № 294), а именно относящихся к субъектам малого предпринимательства и в случае если вид проверок не входит в Перечень, утвержденный Постановлением № 944. К таким видам проверок относятся:

  • проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащим нормы трудового права (Роструд);
  • государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных (Роскомнадзор);
  • государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) и государственный санитарно — эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) при осуществлении деятельности при оказании скорой медицинской помощи;
  • и иные.

Проведение плановой проверки с нарушением требований «о моратории» является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ № 294.

О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода

С 1 января 2018 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, будет применяться риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (статья 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Федеральным законодательством установлены особенности проведения плановых проверок при применении определенными органами государственного контроля (надзора) риск — ориентированного подхода.

На основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 к видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск – ориентированного подхода, отнесены федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств, государственный контроль за обращением медицинских изделий и многие другие виды контроля.

Следует отметить, что плановые проверки, периодичность которых установлена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, в любом случае осуществляются, независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности (применения риск — ориентированного подхода). Данное положение установлено Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск — ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (пункт 15 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).

При отнесении объекта государственного контроля (надзора) к 6 классу опасности или классу опасности низкого риска в рамках риск — ориентированного подхода плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не проводятся.

Более подробно о применении риск — ориентированного подхода при вышеуказанных видах государственного контроля (надзора), а также периодичности плановых проверок в его рамках читайте в нашей статье: «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)»

О проверочных листах (списках контрольных вопросов)

Еще 1 января 2017 года вступили в законную силу положения ФЗ от 03.07.2016 № 277-ФЗ, согласно которым федеральные органы надзора на основании своего положения при проведении плановой проверки могут использовать проверочные листы (список контрольных вопросов) (п. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Обязанность использовать проверочные листы при проведении плановых проверок возникла в рамках следующих видов контроля:

  • государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
  • федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
  • государственного контроля за обращением медицинских изделий (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
  • федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ПП РФ от 08.09.2017 № 1080);
  • федерального государственного пожарного надзора (ПП РФ 29.06.2017 № 774);
  • федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора (ПП РФ от 14.06.2017 № 707).

На сегодняшний день формы проверочных листов утверждены:

  • Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 – для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Приказом Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10450 – для осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Приказом Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10449 – для осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий;
  • Приказом Росздравнадзора от 09.11.2017 № 9438 – для осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Отметим, что предмет плановой проверки, осуществляемой с применением проверочных листов, ограничивается перечнем вопросов, которые включены в список контрольных вопросов. Таким образом, проверять что – либо за пределами перечня вопросов, отраженных в чек-листах, контролирующие органы не вправе.

После заполнения проверочные листы по результатам проведения проверки прикладываются к акту проверки.

Гарантии прав медицинских организаций при проведении проверок

  • Согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры, в случаях, установленных действующим законодательством;
  • Проведение плановой проверки на основании ежегодных планов проверок;
  • Размещение информации о плановых проверках на сайте Генеральной прокуратуры (п. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ) www.genproc.gov.ru, а также сайте конкретного органа контроля;
  • Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа контроля, их должностных лиц;
  • Недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и т.д.

Недействительность результатов проверки

Отсутствие оснований проведения проверки, требование документов, не относящихся к предмету проверки являются одними из грубых нарушений при проведении проверки, влекущие недействительность ее результатов. Полный перечень оснований для признания результатов проверки недействительными указан в ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

В каких случаях возможна внеплановая проверка

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  • Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию.
  • Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  • Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.

Общие положения о проверке по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.

Возможность проверки по анонимному обращению

Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).

Источники

  • https://barrist.ru/moratoriy-na-proverki/
  • https://kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/proverki-organami-nadzora/vneplanovye-proverki/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/482929/
  • https://zhiza.evotor.ru/kak-rospotrebnadzor-proveryaet-predprinimatelej/
  • http://kreuzmarine.com/juridicheskie-stati/65-osnovanija-dlja-proverki
  • https://kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/proverki-organami-nadzora/osnovanie-i-predmet-provedenie-proverok/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a9fb816256d5c0a078564e5/vneplanovaia-proverka-trudovoi-inspekcii-osnovaniia—5aca8f3e168a91b1b5a404e8

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: