Внеплановые налоговые проверки: основания и порядок проведения

Содержание
  1. Внеплановая налоговая основания для проведения
  2. Налоговая проверка организации: особенности внеплановых ревизий
  3. Как понять, что грядет налоговая проверка?
  4. Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?
  5. Ответственность по итогам налогового контроля
  6. Итак, какие проверки приостановлены в 2020 году?
  7. Исключение из реестра плановых проверок
  8. Внеплановые проверки остаются
  9. Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?
  10. Постановление Правительства РФ от 13.06.2020 № 862
  11. Как подтвердить принадлежность к малому бизнесу
  12. Кого будут проверять в плановом порядке, не смотря на мораторий?
  13. На какой период продлены «надзорные каникулы»?
  14. Что представляет собой Единый реестр субъектов МСП?
  15. Малый бизнес вовсе избавят от проверок?
  16. Касаются ли «надзорные каникулы» налоговых проверок?
  17. На какие проверки распространяется мораторий и сколько он будет действовать?
  18. К кому могут прийти с плановой проверкой?
  19. В каких случаях разрешено проводить внеплановые проверки?
  20. Малый и средний бизнес будет освобожден от проверок весь год, а крупный – месяц
  21. Правила проведения проверки
  22. Ограничение прав инспектора труда
  23. Обжалование предписания инспектора
  24. Что требуют от работодателя
  25. Перечень документов, запрашиваемых при проверке
  26. Как проходят камеральные и выездные проверки бизнеса налоговиками
  27. Нововведения, коснувшиеся проверки бизнеса в 2018 году
  28. 3 возможные проблемы в ходе проверки предприятий малого бизнеса
  29. Как оспорить результат проверки бизнеса
  30. Обязанности должностного лица, осуществляющего проверку
  31. Документация, проверяемая в ходе проведения инспекции
  32. Основные вопросы, проверяемые в ходе инспекции
  33. Завершение проверки пожарной безопасности предприятия

Внеплановая налоговая основания для проведения

НК РФ упоминает только одно основание для проведения внеплановой налоговой проверки — ликвидация или реорганизация компании. В этом случае вопрос о ее целесообразности решается исходя из имеющихся у инспекции сведений о данной фирме, а также данных ее ликвидационного баланса или передаточного акта. Если деятельность компании не вызывает претензий контролирующего уплату налогов органа (нет долгов перед государством, фирма не была замечена в применении сомнительных методов налоговой оптимизации), то ревизия может и не назначаться.

Однако, фирмам, которые не планируют прекращение деятельности или реорганизацию не стоит расслабляться. В Законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, регулирующем порядок защиты бизнеса при проведении государственного и муниципального контроля, перечислен ряд случаев, когда в отношении организации или предпринимателя могут проводиться внеплановые ревизии.

Большинство перечисленных в законе ситуаций относится к проверкам, осуществляемым такими органами, как различные пожарные, технические, санитарные, трудовые инспекции, органами, отвечающими за сохранность ценностей культуры и искусства.

Применительно к налоговым правоотношениям следует обратить внимание на возможность поведения внеплановой ревизии в случае:

  • получения обоснованной жалобы гражданина или организации на несоблюдение законодательства в сфере налогов и сборов
  • предписания прокуратуры по поступившим к ней материалам и обращениям.

То есть речь о ситуациях, когда в фискальный орган поступают сведения о совершенных фирмой или предпринимателем нарушениях в области налогов и сборов.

В письме от 30 мая 2017 № ЕД-2-15/678@ ФНС разъясняет, что внеплановая выездная проверка налоговой может проводиться в случае получения от граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами.

Налоговая проверка организации: особенности внеплановых ревизий

Особенностью внеплановых ревизий является так называемая предварительная проверка. Она актуальна в случаях, когда основанием для контрольных мероприятий служит обращение «недоброжелателей» или запрос из прокуратуры.

На этом этапе ИФНС вправе:

  • Запросить у лица, направившего сообщение о нарушении, дополнительные пояснения и доказательства
  • Проанализировать имеющиеся в распоряжении инспекции сведения и информации о проверяемом лице
  • Провести контрольные мероприятия по данному вопросу без взаимодействия с проверяемым лицом (например, осуществить «выход по адресу», дабы зафиксировать факт отсутствия лица в данном месте)
  • Запросить у лица, в отношении которого поступил «сигнал», представить свои пояснения

Привлечь к ответственности по результатам предварительной проверки нельзя, но если при ее осуществлении факты о нарушении подтверждены, то готовится мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

В остальном порядок проведения плановых и внеплановых ревизий аналогичен. Процедура начинается с вынесения начальников инспекции или его заместителем решения о проведении проверки, в котором в обязательном порядке указывается:

  • налоги, которые будут проверяться
  • временной период
  • ФИО и должности чиновников, участвующих в контрольных мероприятиях. Обязательно указывается руководитель группы. Если в предполагается участие в ревизии сотрудников правоохранительных органов, об этом также должно быть указано в решении.

Выездная ревизия осуществляется посредством осуществления отдельных контрольных мероприятий, таких как:

  • Запрос документов (информации) у проверяемого лица, его контрагентов и иных лиц (банков, лицензирующих органов, саморегулируемых организаций и т.д.);
  • Получения банковских выписок лица, в отношении которого проводится проверка, а также его контрагентов по цепочке;
  • Проведения осмотров территории (офиса, склада, производственных помещений и т.д.)
  • Выемка предметов и материалов;
  • Получения свидетельских показаний. В качестве свидетелей могут вызываться не только директор и бухгалтер проверяемой фирмы, но и действующие и особенно бывшие сотрудники; директора и учредители контрагентов; любые лица, которые способны сообщить чиновникам необходимую информацию;
  • Проведение экспертиз и привлечение специалистов. Чаще всего проводятся экспертизы оценки стоимости объектов недвижимости и подлинности подписи.

Проверка должна быть закончена в течение 2 месяцев, но при наличии существенных оснований она может быть продлена решением вышестоящего органа. Фактический срок проверки значительно больше и может затягиваться до года, т.к. чиновники все время приостанавливают проверку: направили требование представить документы — приостановили проверку до получения результатов; направили требования контрагентам — приостановили.

Когда проверка приостановлена проводить контрольные мероприятия запрещено, но как правило, это время активно используется для анализа уже полученных документов и информации.
Заканчивается ревизия составлением справки и акта. В акте фиксируются все обнаруженные нарушения.

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта и имеет достаточное количество доказательств для их опровержения он имеет возможность подать возражения, которые вместе с актом рассматриваются начальником ИФНС и учитываются при принятии итогового решения по проверке.

Как понять, что грядет налоговая проверка?

Спрогнозировать назначение внеплановой ревизии очень сложно. Однако если принято решение закрыть бизнес или изменить его структуру, нужно заранее быть готовыми к назначению проверки. И хотя налоговики не проверяют абсолютно все компании, которые находятся в процессе ликвидации или реорганизации, риск попасть под контрольные мероприятия высок.

Наличие острого конфликта с контрагентом, клиентов или конкурентом также может послужить толчком к ревизии, если обиженная сторона сообщит о нарушениях закона с вашей стороны в контролирующие органы, например, в прокуратуру или в вышестоящий налоговый орган.

Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?

Учитывая внезапность и трудность прогнозирования внеплановой ревизии, есть ряд советов, которые помогут компаниям и предпринимателям не допустить серьезных промахов в самом начале.

Проверяющие делают ставку на неожиданность своего появления, рассчитывая застать вас врасплох и получить таким образом больше информации.

Первое и самое главное, необходимо успокоиться. Уверенность руководителя будет благоприятно влиять как на сотрудников, так и покажет проверяющим, что вам нечего бояться.
Следует заранее ознакомиться с правилами проведения проверок, правами проверяющих и вашими правами. Это позволит не допустить превышения чиновниками их полномочий, и не сделать их достоянием лишние материалы и информацию.

Необходимо внимательно ознакомиться с решением о проверки, проверить личность пришедших в гости контролеров. Убедиться, что данные лица действительно являются сотрудниками ИФНС. Случается, что под видом чиновников приходят конкуренты или рейдеры, желающие захватить ваш бизнес.

После этого необходимо максимально быстро изолировать проверяющих, выделив им отдельное помещение для работы. Это позволит оградить их от «случайного» получения не предназначенной для них информации.

После этого постарайтесь максимально четко понять, что именно их интересует. Скорее всего, компания сразу же получит требование представить документы. На его исполнение у вас есть 10 рабочих дней. Если по предварительной оценке этого времени недостаточно для подготовки документов, просите продления срока.

После того, как проверяющие переведены в отдельный кабинет следует проинструктировать сотрудников о недопустимости несанкционированных контактов с выездниками и необходимости наведения порядка на рабочих столах и в шкафах. В офисе не должно находиться незаконных документов, а также документов и предметов, принадлежащих другим организациям (например, печатей других фирм, оригиналов их учредительных документов и т.д.).

По окончании основных действий, которые были приведены выше, необходимо оценить возможные для компании риски и принять решение относительно необходимости привлечения юристов, специализирующихся на сопровождении проверок.

Ответственность по итогам налогового контроля

Итогом внеплановой проверки, как правило, является привлечение к налоговой и (или) административной ответственности в зависимости от выявленного нарушения и предложение перечислить в бюджет задолженность по налоговым платежам и пеням.

В случае, если сумма задолженности перед бюджетом превышает пороговые значения (5 млн.руб. для компании, 900 тыс.руб. — для предпринимателей), материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

Итак, какие проверки приостановлены в 2020 году?

Согласно п. 1 и 2 ПП РФ № 438, в 2020 году приостанавливаются плановые проверки, которые подпадают под сферу действия данного Постановления (о видах контролях, на которые ПП РФ № 438 мы расскажем чуть позже).

Из данного правила есть лишь одно исключение – согласно п. 2 ПП РФ № 438, проведение плановой проверки по-прежнему будет возможно, если одновременно будут выполнены 2 условия:

  • Проверка проводится в отношении лица, которое не является субъектом малого (среднего) предпринимательства либо является некоммерческой организацией со среднесписочной численностью работников в 2019 году более 200 человек;
  • Данное лицо использует производственные объекты, отнесенные к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесено к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, либо для этого лица установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Таким образом, поскольку как минимум под второе условие медицинские организации не подпадают, в 2020 году проведение плановых проверок по большинству видов государственного контроля им не грозит.

К слову, у многих сложилось ошибочное мнение, что мораторий на проверки, установленный в ПП РФ № 438, распространяется только на субъектов малого и среднего предпринимательства. Причиной этому, видимо, является Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ, которым 1 апреля были внесены изменения в базовый Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294).

В частности, одним из изменений в ФЗ № 294 стала часть 1.1 статьи 26.2, которой был объявлен мораторий на проведение некоторых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако в этой же части устанавливалось, что Правительством РФ может быть установлено иное. После чего 14 апреля вступило в силу ПП РФ № 438, которым действие мораторий было расширено на всех лиц, за исключением тех, о которых мы писали чуть выше (см. п. 1 и 2 ПП РФ № 438).

Исключение из реестра плановых проверок

Важный момент – решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3). Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Однако еще раз повторим – это касается только тех видов контроля, на которые распространяется ПП РФ № 438.

Внеплановые проверки остаются

Несмотря на то, что ПП РФ № 438 приостанавливает проведение плановых проверок, органы надзора смогут по-прежнему назначать и проводить внеплановые проверки по следующим основаниям (п. 1 и 2):

№ п/п Основание проверок Согласование прокуратуры
1 Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью Требуется
2 Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
3 Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан
4 Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя Не требуется
5 Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав)
6 Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность Не требуется
7 Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений
8 Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

При этом, п. 6 Постановления № 438 установлено, что внеплановые проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Исключений всего два:

  • Когда выезд согласован с органами прокуратуры в случаях, указанных в пунктах 1-3 таблицы выше;
  • Когда возможность выезда должностных лиц органов контроля предусмотрена поручением Президента РФ, Правительства РФ или прокурора (данное исключение касается проверок, указанных в п. 4-5 таблицы выше).

Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?

Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления. Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки, которые могут проводиться на основании п. 2 ПП РФ № 438 (о них мы также говорили выше).

Однако здесь есть одна «загвоздка». Завершение проверок в связи с невозможностью их проведения предусмотрено и в базовом ФЗ № 294, а именно в ч. 7 ст. 12. К случаям, когда проведение проверки может быть отменено по причине невозможности ее завершения, Федеральный закон относит:

  • Отсутствие ИП, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;
  • Фактическое неосуществление деятельности юридическим лицом, ИП;
  • Иные действия (бездействия) ИП, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшие невозможность проведения проверки.

В этом случае орган контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

То есть, в теории есть вероятность, что после отмены проверки на основании п. 9 ПП РФ № 438, орган контроля вернется в медицинскую организацию с повторной внеплановой проверкой, но уже без предварительного уведомления. Например, если в процессе проведения проверки орган надзора успел выявить какие-либо факты причинения вреда жизни или здоровью граждан. В данном случае орган надзора может воспользоваться ч. 7 ст. 12 ФЗ № 294 и мотивировать завершение проверки фактическим неосуществлением деятельности медицинской организацией в период пандемии, а позже вернуться с повторной внеплановой проверкой на основании, указанном в п. 1 таблицы, которую мы приводили выше.

Однако и это не единственная «лазейка», которую могут использовать органы контроля.

Постановление Правительства РФ от 13.06.2020 № 862

Полный мораторий на проведение налоговых проверок заканчивается 30.06.2020.

Мораторий на плановые проверки МСП (малого и среднего бизнеса) завершит своё действие 31.12.2020 (согласно Федеральному закону от 25.12.2018 № 480-ФЗ). При этом осталась возможность проведения внеплановых проверок – при наличии соответствующих обстоятельств.

Но законодатели продолжают учитывать последствия коронавирусных мероприятий и ограничений и продолжают уделять внимание тому, чтобы немного облегчить жизнь малому и среднему бизнесу.

Новое постановление от 13 июня 2020 № 862 внесло изменения в действующий порядок проведения внеплановых налоговых проверок, приведенный в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Постановление № 862 сильно ограничивает возможность провести в 2020 году внеплановую проверку предприятия или ИП, относящегося к МСП.

Как подтвердить принадлежность к малому бизнесу

Для этого вам необходимо получить выписку из Единого реестра малого и среднего предпринимательства. Сделать это можно следующим образом:

  1. зайдите на официальный сайт;
  2. введите регистрационные данные;
  3. распечатайте готовый документ.

Так как на выписке уже имеется усиленная электронная подпись, каких-либо дополнительных заверений не требуется.

ВАЖНО! По указанию ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/15554@ местные налоговые инспекции не уполномочены выдавать справки о принадлежности юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Если вы полагаете, что ваша компания относится по всем критериям к числу субъектов малого или среднего предпринимательства, но не нашли ее в Едином реестре на сайте ФНС РФ, можно самостоятельно подать заявку.

Налоговая инспекция в таком случае проведет анализ предоставленной информации и при положительном решении внесет юридическое лицо в Единый реестр вручную. Также на сайте можно исправить некорректные данные или внести дополнительные сведения о своей компании (сообщить о заключении новых контрактов, участии в программах партнерства, перечислить продукцию и дополнить контактные данные).
Кроме этого можно подать заявление на исключения из списка.

Кого будут проверять в плановом порядке, не смотря на мораторий?

Существуют определенные критерии, исходя из которых и определяется: освобождать или нет. Сферы деятельности, не освобожденные от проверок:

  • Здравоохранение;
  • Образование;
  • Социальные услуги;
  • Теплоснабжение;
  • Электроэнергетика.

ВАЖНО! Даже если, вы подпадаете под действие моратория, то совершенно не значит, что вас не будут проверять. Внеплановые проверки никто не отменял

На какой период продлены «надзорные каникулы»?

«Надзорные каникулы» продлены на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. Однако продление коснётся только тех юрлиц и ИП, которые относятся к категории малого бизнеса и включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что представляет собой Единый реестр субъектов МСП?

«Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» — специализированный сервис, запущенный 1 августа 2016 года, ведением которого занимается ФНС России. Одна из целей создания реестра — освободить организации и ИП, относящиеся к малому и среднему бизнесу от необходимости подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства.

Реестр формируется, в первую очередь, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности. То есть изначально без участия организации или ИП. Если же вашей организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то следует направить заявку на проверку сведений реестра.

Малый бизнес вовсе избавят от проверок?

Нет, в некоторых ситуациях и при некоторых видах деятельности «надзорные каникулы» не действуют. Плановые проверки смогут проводиться в случаях:

— проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определённой категории риска;

— плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;

— плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;

— плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности и др.

Касаются ли «надзорные каникулы» налоговых проверок?

Нет, мораторий действует только в отношении плановых НЕналоговых проверок, то есть не распространяется на налоговые, прокурорские, полицейские, таможенные, валютные, страховые, банковские, в сфере обработки персональных данных, ПОД/ФТ и прочие проверки, проведение которых в принципе не подпадает под действие норм Закона № 294-ФЗ.

Кроме того, следует учитывать, что мораторий никак не касается внеплановых проверок.

На какие проверки распространяется мораторий и сколько он будет действовать?

Мораторий на проверки на срок с 1 апреля по 31 декабря текущего года установлен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438.

Распространяется он на все виды проверок, которые проводятся в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294). Для налоговых, валютных и таможенных проверок запрет на проведение наложен на основании других постановлений, о чем будет сказано ниже.

Мораторий распространяется на следующие виды проверок:

Вид проверки

Надзорный орган

Лицензионный контроль

Орган, выдавший лицензию

Экспортный контроль

ФСТЭК России

Миграционный контроль

Управление по вопросам миграции МВД России

Транспортный надзор

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси

Госавтоинспекция

Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральная трудовая инспекция

Государственный пожарный надзор

МЧС России

Строительный надзор

Федеральная служба по экологическому, технологическому и

атомному надзору и другие – в зависимости от объекта строительства

Жилищный надзор, контроль

Госжилнадзор, соответствующий орган местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде таким органом является городская администрация

Земельный надзор, контроль

Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии и другие (земельный надзор), соответствующие органы местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде данная функция возложена на Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города

Надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Роспотребнадзор

Также мораторий распространяется на иные проверки, исключенные из сферы применения Закона № 294 (ч. 3, 3.1 ст. 1):

Вид проверки

Надзорный орган

Проверки при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия

Органы, на которые возложены соответствующие полномочия, например ОВД, ОФСБ, СК России, органы прокуратуры и др.

Проверки при осуществлении прокурорского надзора, правосудия, административного расследования

Проверки при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий

Проверки при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юрлиц, государственному и муниципальному имуществу

Контроль за осуществлением иностранных инвестиций

ФАС России

Государственный контроль за экономической концентрацией

Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере

Счетная палата (внешний контроль),

Федеральное казначейство (внутренний контроль)

Государственный портовый контроль

Росморречфлот

Контроль за уплатой взносов в ФОМС, ФСС, ПФР

ФНС России

Контроль на финансовых рынках

Банк России

Банковский надзор

Страховой надзор

Надзор в национальной платежной системе

Контроль за осуществлением клиринговой деятельности

Контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов

Контроль за соблюдением законодательства в сфере контрактной системы

Минфин и ФАС России, Федеральное казначейство

«Антиотмывочный» контроль

Росфинмониторинг

Пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ

ФТС России

Контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов

Федеральные органы исполнительной власти, которым подконтрольна организация

Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Росгвардия

Контроль за частной охранной деятельностью

Контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в Интернете и деятельностью ее организаторов

Роскомнадзор

Контроль и надзор за обработкой персональных данных

Контроль при ввозе в Россию и вывозе драгметаллов и драгоценных камней

ФТС России

Контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ

ФСТЭК России

К кому могут прийти с плановой проверкой?

Плановые проверки отменены:

  • для субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр субъектов МСП (числится ли организация в реестре, можно проверить на сайте ФНС);
  • для НКО со средней численностью сотрудников не более 200 человек; за исключением НКО, являющихся иностранными агентами, и политических партий;
  • для остального бизнеса; кроме юрлиц и ИП, деятельность и используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Такими объектами считаются: детские дома, интернаты, дошкольные учреждения, лагеря с круглосуточным пребыванием детей, школы, детские сады и др. (Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290).

В каких случаях разрешено проводить внеплановые проверки?

Внеплановые проверки отменены, но для всех юрлиц и ИП действуют исключения (п. 1, 2 Постановления № 438). Разрешено осуществлять:

  • проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера; проведение таких проверок должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • проверки, которые назначаются в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан; их проведение также должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • проверки, проводимые по поручению президента или Правительства РФ в отношении конкретного юрлица или ИП, а также на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • проверки по заявлению от проверяемого лица о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии, согласования), а также по ходатайству лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки для установления факта досрочного исполнения предписания;
  • проверки, назначенные в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа разрешительного характера.

Малый и средний бизнес будет освобожден от проверок весь год, а крупный – месяц

Чиновники решили, как будет действовать мораторий на проверки

За время действия моратория на 22 мая контролеры отменили более 36 800 плановых и внеплановых проверок, а приостановили – более 24 300. В итоге сейчас проводится чуть меньше 6000 проверок, из которых более 80% – внеплановые. До введения моратория с апреля до конца года было запланировано около 100 000 проверок малого и среднего бизнеса, а минимальное число потенциально отмененных внеплановых проверок, по оценкам Минэкономразвития, могло составить около 400 000.

С учетом всех ограничений, сейчас проведение плановых проверок доступно только девяти ведомствам из 36, говорится в докладе. Так, например, прекратила выездные проверки Федеральная налоговая служба (ФНС). Но за последние пять лет число выездных налоговых проверок службы и так сократилось в 3,3 раза. В 2019 г. ФНС провела на 34% меньше выездных проверок, чем годом ранее, – всего около 9000. При этом доначисленная по ним сумма сократилась только на 2,2% до 300 млрд руб. с 306,4 млрд.

Зато сохранили возможность контроля лидеры по числу проверок — например, Роспотребнадзор, Роструд и МЧС. Так, в 2019 г., по данным системы «Управление», на Роспотребнадзор приходилось 27% всех проверок (270 000 из которых внеплановых – 191 000), на МЧС – 26% (260 000, внеплановых – 147 000), а на Роструд – 13% (130 000, внеплановых – 120 000). За время моратория больше всего проверок проводят Роструд и Роспотребнадзор, говорится в докладе – более 2300 и чуть меньше 1000 проверок соответственно. Проверки проводятся только по согласованию с прокуратурой, заверили представители служб. Роструду поручено также усилить контроль в случае невыплаты зарплат или незаконных увольнений, объясняет его представитель. Если кто-то захочет воспользоваться «шумихой вокруг коронавируса» и решить текущие проблемы за счет сокращения персонала, такие предприятия будет проверять в том числе трудовая инспекция, предупреждал премьер-министр Михаил Мишустин, то же будет и с задержками зарплат.

Правила проведения проверки

Проверки соблюдения ТК РФ, ратифицированных конвенций Международной организации труда и других нормативных актов по охране труда проводятся на основании вышеупомянутого Положения и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ.

Нюансы, о которых необходимо знать при проверке по ОТ:

  • основанием для проведения проверки является приказ (распоряжение) руководителя ГИТ;
  • срок проведения проверки не может составлять более 20 рабочих дней (для малых предприятий – 50 часов, для микропредприятий – 15 часов), но в особых условиях (при проведении сложных исследований и экспертиз) может быть продлён на этот же срок;
  • при проверке обязательно должен присутствовать уполномоченный представитель работодателя;
  • во время проведения проверки инспектору должен быть предоставлен беспрепятственный доступ на территорию, в помещения предприятия, к оборудованию и запрашиваемой документации в рамках предмета проверки.

По результат проверки составляется акт о выявленных нарушениях со ссылками на нормативные требования. Акт составляется в двух или более экземплярах и подписывается представителем каждой стороны, участвующей в проверке: работодателем, ГИТ и другими надзорными органами. Каждая из сторон получает свой экземпляр акта. На его основании составляется предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков. Возможна подача в суд представления о приостановке деятельности на срок до 90 дней.

Ограничение прав инспектора труда

При проведении проверки по ОТ на ГИТ налагаются и некоторые ограничения. Инспектор не вправе:

  • приступать к проверке без предъявления приказа (распоряжения) руководителя ГИТ;
  • проводить проверку соблюдения требований ОТ вне предмета проверки, указанного в сводном графике проверок, извещении и (или) приказе руководителя ГИТ;
  • проводить проверку выполнения требований нормативных документов СССР и РСФСР, также документов, не являющихся обязательными к исполнению.

Следует отметить, что при расследовании несчастных случаем с участием в комиссии госинспектора, проверка может проводиться только в аспектах, связанных с обстоятельствами именного этого несчастного случая.

Обжалование предписания инспектора

Если работодатель или его представитель не согласен с результатами проверки он в праве обжаловать это решение в суде. Основанием для признания результатов недействительными является проведение проверки с нарушениями законодательства. Как правило, такими нарушениями являются непредоставление распорядительного документа ГИТ и (или) проведение проверки с несоблюдением условий, указанных в этом документе (предмет проверки, срок и т.д.).

Что требуют от работодателя

Обязанности работодателя в области ОТ отражены в ТК РФ (Раздел Х. Охрана труда), Федеральных законах «Об основах охраны труда в РФ», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда» и других нормативных правовых актов. Основными из них являются:

  • оформление должным образом трудовых отношений (заключение трудового договора);
  • организация и обеспечение функционирование системы управления охраной труда;
  • проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (МО) и психосвидетельствований работников;
  • организация и проведение обучения по охране труда всех работников (в том числе, и проведение инструктажей);
  • организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, если таковое необходимо при выполнении трудовых обязанностей (в соответствии с требования нормативных документов);
  • обеспечение и учёт выдачи работникам сертифицированных спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами;
  • обеспечение безопасных условий труда работников;
  • контроль за соблюдением требований ОТ на рабочих местах;
  • разработка и ведение необходимой документации по ОТ (инструкций, положений и т.д.);
  • наличие комплекта нормативно-правовых актов, содержащих требования ОТ с учётом специфики деятельности компании;
  • соцстахование работников от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое обеспечение;
  • недопуск к работе непрошедших обучение и медосмотр.

Перечень документов, запрашиваемых при проверке

Как правило, госинспектор проверяет наличие и правильность следующих документов:

  • коллективный договор;
  • документы, подтверждающие прохождение требуемого обучения (протоколы и удостоверения, журналы при необходимости; при внутреннем обучении рабочих ещё и программы обучения);
  • инструкции по ОТ, журнал учёта инструкций и журнал выдачи инструкций по ОТ;
  • программы проведения инструктажей и журналы регистрации проведения инструктажей (вводного и на рабочем месте);
  • приказы о назначении ответственных за ОТ, положения (о службе ОТ, об организации работ повышенной опасности и т.д.), порядок производства работа, технологические карты, наряды-допуски и другая локальная документация;
  • документы установленной формы, подтверждающие прохождение МО и психиатрических освидетельствований;
  • документы по учёту выдачи СИЗ и сертификаты соответствия на них;
  • документация по проведению СОУТ;
  • акты о результатах внутренних проверок по ОТ;
  • документы, подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ (в соответствии с профстандартом);
  • документация по проверкам и испытаниям оборудования, инструмента и средств защиты.

Стоит отметить, что перечень запрашиваемых документов в зависимости от целей проверки может быть расширен кадровыми и бухгалтерскими, такими как: трудовые договора с сотрудниками, должностные инструкции, табели учёта рабочего времени и ведомости по оплате труда, документы, подтверждающие их квалификацию (дипломы, свидетельства) и т.д.

Как проходят камеральные и выездные проверки бизнеса налоговиками

Для многих предпринимателей внеплановые проверки становятся неприятным сюрпризом, но если деятельность организована строго в рамках закона, следует относиться к ним спокойно и помнить о своих правах.

Каждый субъект бизнеса в процессе контрольных мероприятий может:

  • попросить инспекторов предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки;
  • представлять документацию, представляющую интерес для сотрудников ФНС, в виде копий;
  • ускорить процесс, не создавая инспекторам препятствий, а наоборот, всячески помогая им;
  • при утере важных документов лучше сразу сообщить об этом, чтобы контрольные мероприятия не затянулись на длительный срок.

В ходе камеральной проверки сотрудники ФНС, не покидая офиса, изучают декларации, поданные предпринимателями за выбранный период. Цель этого мероприятия – выяснить, правильно ли исчисляются и уплачиваются налоги. Длится камеральная проверка до трех месяцев, если в распоряжении инспекторов находится полный перечень документов, в который входят:

  • декларация о налогах;
  • бухгалтерский баланс;
  • отчетность, содержащая сведения о доходах/расходах;
  • отчетность по движению денежных средств;
  • письменный отчет о целевом использовании финансов;
  • письменное подтверждение финансовой деятельности компании.

В результате камеральной проверки сотрудники налоговой службы выявляют два типа ошибок:

  1. неточности при заполнении документов, допущенные предпринимателями;
  2. неправильные расчеты сумм, вызванные несоблюдением действующих налоговых ставок.

Этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный с точки зрения контроля соблюдения правил составления налоговой отчетности. Проверка бизнеса онлайн, которая начала применяться с начала 2016 года, значительно упростила процедуру проведения таких мероприятий.

Для осуществления выездной проверки в органе налоговой службы формируется специальная коллегия. В ее функции входит изучение документации в месте расположения субъекта бизнеса, осмотр занимаемых им помещений. В случае необходимости разрешить спорные вопросы сотрудники ФНС вправе привлечь независимых экспертов, мнение которых влияет на результаты контрольных действий.

Продолжаться выездная проверка может до двух месяцев, при этом изучать деятельность предприятия инспекторы будут исключительно в рабочие дни. Количество контрольных мероприятий в год не превышает двух.

Экстренная проверка бизнеса проводится в строго определенных случаях:

  • при реорганизации или ликвидации юридического лица;
  • при необходимости проконтролировать действия сотрудника ФНС;
  • с целью уточнения сведений, полученных в ходе предыдущей проверки.

Законным основанием для выездных мероприятий служит распоряжение руководителя подразделения ФНС.

Нововведения, коснувшиеся проверки бизнеса в 2018 году

По данным Министерства финансов, «серый» фонд оплаты труда составляет около 10 трлн руб. в год. Это значит, что государство недополучает огромные суммы в виде неуплаченных налогов. Чтобы сделать экономику полностью «белой», необходимо создать единую информационную систему, однако Минфин не выступает с конкретными предложениями по этому поводу.

Цель государства понятна – сократить сектор теневой экономики и обеспечить для всех участников рынка равные конкурентные условия. Именно в этом направлении действуют в последнее время налоговики, сокращая количество проверок, но повышая поступления в бюджет.

Исходя из этого, в 2018 году можно ожидать следующих изменений:

  1. Налоговые проверки бизнеса.

Камеральные и выездные проверки будут ограничены, а срок проведения камеральной проверки сократится с трех месяцев до одного. На каждое дополнительное контрольное мероприятие сотрудники ФНС будут составлять отдельный акт, указывая в нем цель и содержание своих действий, а также сделанные выводы. После ознакомление с этим документом предприниматели смогут подавать возражения на него. При проведении повторной выездной проверки в связи с подачей уточненной декларации внимание инспекторов будет направлено только на обоснованность уменьшения налога.

  1. Неналоговые проверки бизнеса.

По поручению Президента Правительство и Генпрокуратура разрабатывают законопроект, после принятия которого количество неналоговых проверок будет ограничено, а срок внеплановых контрольных мероприятий сократится с 20 до 10 рабочих дней.

  1. Проверки бизнеса трудовой инспекцией.

В основу проведения плановых проверок этим ведомством будет положено получение ответов сотрудников на вопросы, включенные в специально разработанные анкеты. С 1 января 2018 года такая форма контроля уже действует в отношении компаний, получивших категорию умеренного риска. По отношению к остальным работодателям эта практика будет применяться с 1 июля.

Даже единичное обращение работника в трудовую инспекцию с жалобой на оформление по гражданско-правовому договору вместо трудового может стать поводом для осуществления внеплановой проверки. Это положение вступит в силу, если будут приняты изменения в статью 320 Трудового кодекса РФ. В связи с этим все работодатели должны пересмотреть законность своих отношений с сотрудниками.

  1. Проверки МВД.

Серьезные санкции ожидают тех предпринимателей, которые до сих пор используют труд мигрантов, не имеющих предусмотренных законом документов. В Кодекс об административных правонарушениях планируется внести изменения, которые направлены на значительное увеличение штрафов за несоблюдение миграционного законодательства.

Это значит, что если компания или ИП не заключили с гражданином другого государства гражданско-правовой или трудовой договор, им грозят:

  • штраф от 250 000 до 800 000 руб.;
  • приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
  • штраф для должностного лица от 25 000 до 50 000 руб.
  1. ККТ.

С 1 июля 2018 года в обязанность всем налогоплательщикам, работающим по патентной системе или ЕНВД, вменяется в обязанность использование онлайн-касс. Это позволит свести к минимуму наличный денежный оборот.

  1. Автоматический обмен информацией.

В сентябре 2018 года Россия начнет обмениваться с другими странами информацией о финансовых счетах в автоматическом режиме. Государства, подписавшие Многостороннее соглашение компетентных органов (МСАА), будут взаимодействовать на базе единого стандарта обмена (CRS). Сотрудники ФНС смогут применять штрафные санкции к налоговым резидентам РФ, которые не предоставили данные о счетах в иностранных банках или о находящейся под их контролем иностранной компании. Первых штрафов можно ожидать уже в конце 2018 года.

  1. Льготы.

Субъекты бизнеса, которые работают в сфере информационных технологий, могут и дальше пользоваться льготами. Для них действуют пониженные ставки взносов в ПФР – 18 %, а также на медицинское и социальное страхование – 4 и 2 %.

  1. Изменился порядок учета расходов на НИОКР.

Законное право уменьшить облагаемую базу на премии и страховые взносы могут предприятия, работники которых занимаются научными исследованиями. Средства, направляемые на дополнительное образование сотрудников, работодатели могут учитывать при налогообложении прибыли. Срок действия этой льготы – до конца 2022 года.

  1. Бизнес станет прозрачным.

1 июня 2018 года – дата, с которой на сайте ФНС начнет работу сервис «Прозрачный бизнес». Цель его создания – получение полной информации о компаниях, зарегистрированных на территории РФ, включая сведения, которые до 2016 года относились к налоговой тайне. Пользователь может узнать численность сотрудников предприятия, размеры доходов и расходов, ознакомиться со сведениями об участии в консолидированной группе налогоплательщиков. В результате субъекты бизнеса будут иметь полное представление о потенциальном партнере, а риск подписать соглашение о сотрудничестве с недобросовестными контрагентами значительно снизится.

3 возможные проблемы в ходе проверки предприятий малого бизнеса

Проблема 1. Необоснованность внеплановых проверок

Законом установлена обязанность контролирующего органа предупредить предпринимателя или юридическое лицо о внеплановой проверке минимум за 24 часа до ее начала, а также согласовать ее проведение с прокуратурой. В то же время эти условия могут не соблюдаться, если речь идет о нанесении вреда жизни и здоровью граждан, животных, окружающей среде или о возможной угрозе причинения вреда. Трактовать этот перечень контролирующие органы могут на свое усмотрение, поэтому от неожиданного визита проверяющих не застрахован никто.

Проблема 2. Процессуальные нарушения

Предприниматель и руководитель компании должны хорошо представлять, какие действия представителей ведомств законны, а какие нет. Грубым нарушением процедуры проведения проверки считаются отсутствие распоряжения или приказа о ее назначении, несвоевременное уведомление о ее начале, требование представить документы, которые не имеют отношения к предмету контрольных мероприятий. Пункт 2 ст. 20 N 294-ФЗ содержит полный перечень действий инспекторов, которые являются недопустимыми и могут служить законным основанием для оспаривания результатов проверки.

Проблема 3. Одна и та же проверка относится к разным сферам контроля

Недостатком действующего законодательства можно назвать отсутствие четкого разграничения сфер контроля между различными ведомствами. Так, проверку контрольно-кассовой техники проводят и налоговики, и представители финансового надзора.

Как оспорить результат проверки бизнеса

В ходе контрольных действий проверяющие могут допускать некоторые ошибки, отступая от предписаний закона. Для предпринимателя такая оплошность может стать поводом для оспаривания итогов проверки и даже признания ее недействительной.

Случаи, в которых результаты контрольных мероприятий могут быть опротестованы:

  • плановая проверка проводится ранее истечения трехлетнего срока;
  • предприятие не включено в официальный перечень на текущий год на сайте прокуратуры;
  • нарушены сроки проверки, указанные в распоряжении, или превышена разрешенная законом длительность;
  • отсутствие приказа о проведении контрольных мероприятий;
  • требование представить документы, не имеющие отношения к предмету проверки;
  • по окончании инспекции не был составлен акт.

Результаты проверки, в ходе которой отмечались такие нарушения, можно и нужно оспаривать в суде.

Первым шагом должно стать отражение всех отступлений от законной процедуры в итоговом акте. Для суда он имеет решающее значение. Исковое заявление в арбитражный суд подается в течение трех месяцев со дня нарушения.

В заявлении необходимо указать:

  • реквизиты истца;
  • наименование и адрес ответчика;
  • требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
  • материалы, подтверждающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео- и аудиозаписи хода проверки).

По статистике, суд все чаще встает на сторону предпринимателей. Оспаривание результатов незаконной проверки позволит не только признать ее недействительной и вернуть уплаченные штрафы, но и получить денежную компенсацию.

На действия проверяющего, который нарушал установленную процедуру контрольных мероприятий, можно подать жалобу на имя его руководителя. Она пишется в двух экземплярах и направляется в ведомство, инициировавшее проведение проверки. При отсутствии ответа спустя десять дней у предпринимателя появляется право обратиться в арбитражный суд.

Обязанности должностного лица, осуществляющего проверку

Вся деятельность инспектирующего должна соответствовать законодательным нормам РФ. Действия, осуществляемые им в ходе контрольных мероприятий, регламентируются следующими правилами:

  • выявлять и предупреждать возникновение нарушений;
  • соблюдать действующее законодательство РФ;
  • в случае выявления соответствующих нарушений принимать меры к привлечению ответственных лиц;
  • не допускать нарушения прав должностных лиц и сотрудников проверяемых предприятий;
  • все проверки осуществляются в соответствии с распоряжением;
  • все контрольно-проверочные действия осуществлять только в рабочее время;
  • не создавать препятствия для присутствия должностных лиц компании на проверке;
  • прибыв в проверяемую организацию, предъявить предписание и служебное удостоверение;
  • по требованию предоставлять для ознакомления должностным лицам проверяемой организации информацию о проверке и знакомить с ее результатами;
  • при подготовке итогового акта соизмерять степень вины должностных лиц и тяжесть нарушения;
  • в случае обращения разъяснять требования пожарной безопасности и давать советы по оптимальному варианту организации противопожарной обороны;
  • соблюдать определенные законодательством сроки проведения контрольного мероприятия;
  • в случае обжалования выводов проверки доказывать правоту заключений, сделанных в ходе контрольных действий;
  • при обращении должностных лиц проверяемой компании ознакомить их с нормами Административного регламента;
  • истребовать только те документы и данные, необходимость изучения которых напрямую затрагивает инспектируемые аспекты деятельности.

Документация, проверяемая в ходе проведения инспекции

Этот перечень включает в себя ряд документов, подлежащих обязательному ведению в организациях различной формы собственности. Некоторые из них проверяются только на предмет наличия, а некоторые сотрудник ГПН проверяет достаточно подробно.
В этом списке указаны все основные формы документации, ведущейся на обычном предприятии. В зависимости от специфики и производственной деятельности компании подлежат ведению только те, что требуются в данном случае. Эти формы и проверяются в ходе инспекции.

Основные вопросы, проверяемые в ходе инспекции

Круг вопросов, затрагиваемых проверкой достаточно широк. В их число может войти любой аспект противопожарной безопасности, затрагивающий деятельность предприятия. Среди них:
1. В какой мере выполняются мероприятия по осуществлению требований пожарной безопасности.
2. Имеются ли на предприятии средства индивидуального спасения, в каком состоянии они находятся. Также изучается наличие и степень пригодности выходов и путей эвакуации.
3. Общее состояние сооружений предприятия, технологического оборудования, инфраструктуры. Изучается, насколько они соответствуют требованиям противопожарных норм и безопасны.
4. Оценивается подготовка персонала компании к действиям в случае пожара.
5. Насколько работоспособна система пожарной безопасности, ее наличие и насколько монтаж соответствует существующим нормам. В число защитных комплексов входят:

  • системы автоматического пожаротушения;
  • различное электрооборудование, связанное с обеспечением безопасности;
  • огнезащитные приборы;
  • системы оповещения, управления эвакуационными потоками, дымоудаления, АПС, вспомогательное электрооборудование противопожарного назначения;
  • пожарные лестницы различного размещения, вещества, предназначенные для огнетушения, состав заполнения преград на пути распространения огня.

Эти вопросы в значительной мере затрагивают технические аспекты, проверяемые в ходе инспекции. Проверкой будет охвачено и направление, касающееся соблюдения норм Технического регламента. В нем изложены основные требования пожарной безопасности объектов.
Следует помнить, что если проверяемый объект был принят в эксплуатацию до 1.05.2009 года, то требования к нему будут отличаться от тех сооружений, что были сданы позже. В эту группу войдут и объекты, проектная документация которых была представлена на экспертизу до этого срока. Причиной тому является вступление в силу с 1.05.2009 года норм Технического регламента.
Для предприятий, относящихся к более ранней группе, в ходе проверки учитываются требования следующих документов:

  • пакет законодательных актов, применявшихся до вступления в силу Технического регламента;
  • статьи из Технического регламента №№ 64; 82 часть 1; 83 часть 7; 84 часть 12; 97 части 1.1 и 1.2;
  • правила режима пожарной безопасности в РФ.

Для объектов, введенных в действие после принятия Технического регламента, за основу берутся следующие документы:

  • все нормы Технического регламента, введенные в действие с 1.05.2009 года;
  • действующие правила противопожарного режима на территории России.

Эти группы документов применяются инспектором ГПО в качестве нормативной базы в ходе проведения проверки.

Завершение проверки пожарной безопасности предприятия

Заключительным этапом инспектирования компании является составление акта проверки в двух экземплярах. Структура документа выглядит следующим образом:

  • информация о дате и месте подготовки документа;
  • данные об органе надзора, сотрудник которого осуществлял инспекцию;
  • Ф.И.О. и должность проверяющего;
  • Ф.И.О. и должность лица, в отношении которого проводилась инспекция;
  • данные о лицах, присутствующих или принимающих участие в проверке;
  • даты начала проверки, продолжительность, место осуществления мероприятия;
  • информация о нарушении ТПБ с изложением конкретных данных;
  • информация об ознакомлении собственника или руководителя проверяемого предприятия или их отказе от прочтения акта проверки;
  • подпись или отказ от подписи должностного лица проверяемой компании;
  • подпись должностного лица ГПН, проводившего инспекцию, заверенная печатью уполномоченной организации;
  • приложение со списком документов.

В случае если при проведении инспекции были выявлены нарушения ТПБ, проверяющее должностное лицо выписывает предписание на устранение недостатков. Кроме того, собственник и должностные лица компании привлекаются к административной ответственности.
Предписание должно содержать следующую информацию:

  • данные о должностном лице, на которое выписано предписание;
  • наименования допущенных недостатков с отметкой статей и пунктов нарушенных законов и сроков их устранения;
  • информация об ознакомлении либо отказе от прочтения пунктов предписания;
  • подпись проверяемого лица или информация об отказе от подписи;
  • роспись инспектирующего лица.

Указанные в предписании сроки устранения выявленных недостатков варьируются в зависимости от тяжести правонарушения и сложности устранения. По истечению срока исполнения требований документа проводится внеплановая проверка с целью уточнения результатов.
В адрес тех, кто не успел выполнить требования предписания, выписывается повторный документ. При этом нарушитель привлекается к повторной административной ответственности. В повторном предписании указывается новый срок исполнения.
В ряде случаев характер нарушений может повлечь временный запрет на деятельность организации. Это бывает в случаях, если выявленный недостаток представляет опасность для здоровья и жизни граждан.

Источники

  • https://www.klerk.ru/buh/articles/482929/
  • https://barrist.ru/moratoriy-na-proverki/
  • https://buhguru.com/news/mishustin-zapretil-proverki-smp-do-kontsa-2020-goda.html
  • https://www.avt26.ru/blogs/blog/planovye-proverki-malogo-biznesa-v-2020-godu-otmeneny
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/481712/
  • https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/moratoriy-na-proverki-biznesa/
  • https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/05/27/831188-prodlenie-moratoriya-na-proverki
  • https://guic.ru/statii/proverka-organizatsii-po-okhrane-truda/
  • https://sales-generator.ru/blog/proverki-biznesa/
  • https://www.tt-snab.ru/stati/proverka-pozharnoy-bezopasnosti-v-organizatsii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: