Внешнеэкономическая деятельность — это

Содержание
  1. Внешнеэкономическая деятельность
  2. Виды ВЭД
  3. Внешнеторговая деятельность
  4. Как правильно вести ВЭД в России
  5. Условия поставки
  6. Условия оплаты и гарантии сторон
  7. Управленческое звено во внешнеэкономической политике государства
  8. Таможня – субъект внешнеэкономических отношений
  9. Преимущества и недостатки реформирования
  10. Основные направления в сфере внешней экономики
  11. Как начать ВЭД: подготовка
  12. Статус участника ВЭД: плюсы и минусы
  13. Какие документы необходимы для оформления
  14. Виды внешнеэкономических сделок
  15. Этапы ВЭД и их особенности
  16. Как осуществляется ВЭД
  17. Как контролируется ВЭД
  18. Проблемы бухгалтерского учета ВЭД
  19. Проблемы и трудности налогового учета ВЭД
  20. Юридические проблемы ВЭД
  21. Дополнительные документы, возникающие при ВЭД
  22. НДС и налоговый учет для прибыли при ВЭД
  23. НДС при проведении импортных операций
  24. Пример операций по импорту товаров
  25. Учет проведения экспортных операций
  26. Учет НДС при проведении экспортных операций
  27. Сущность внешнеэкономической деятельности организации
  28. Классификация ВЭД
  29. Международное инвестиционное сотрудничество
  30. Валютные и финансово-кредитные операции
  31. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
  32. Структура таможенно-тарифных методов
  33. Цели государственного регулирования ВЭД
  34. Мероприятия предприятий по осуществлению внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность

Под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).[1]

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Виды ВЭД

Различают следующие виды ВЭД:

  • внешнеторговая деятельность;
  • международное разделение труда;
  • производственная кооперация;
  • международное инвестиционное сотрудничество;
  • валютные и финансово-кредитные операции;
  • отношения с международными организациями.

Внешнеторговая деятельность

Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предпосылки и условия международного разделения труда в значи-тельных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дифицитными товарами. Торговля и излучаемые от нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

Как правильно вести ВЭД в России

ВЭД в нашей стране надо вести, как и всё остальное – с осторожностью. Но надо иметь в виду, что государство может не только дать вам по шапке, но и помочь. Функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта реализуются у нас в стране по решению государства акционерным обществом «Российский экспортный центр», акционерным обществом «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком и их дочерними хозяйственными обществами. Отдельные функции поддержки экспорта несут и структуры Таможенного Союза. Так АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) – это государственный институт поддержки не сырьевого (промышленного) экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. В группу Российского экспортного центра также интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР»), которые оказывают содействие экспортно-ориентированным компаниям. РЭЦ работает со всеми экспортерами не сырьевой продукции, товаров и услуг без отраслевых ограничений, оказывая поддержку на любом этапе экспортной деятельности от задумки экспортной поставки до постконтрактного обслуживания, в том числе по каналам электронной коммерции. Один из его проектов, например, поддерживает продажи товары из России на зарубежных площадках интернет–торговли и интересен даже самым микроскопическим семейным бизнесам. Центры поддержки экспорта работают сейчас в 80 регионах России. Примерно 80% клиентов РЭЦ являются представителями малого и среднего бизнеса, но если вы совсем малый то, возможно, вам лучше использовать в этом случае ресурсы объединений предпринимателей. Также не лишним будет почитать «Учебное пособие для начинающих экспортеров» на сайте нашей Таможенной службы, где для вас есть целый раздел «Поддержка экспорта».
Разумеется, лучшее образование — это длительная практика и опыт, но приступать к ней лучше подготовленным. В России существуют множество курсов по таможенному и валютному регулированию, внешнеторговым контрактам и налогообложению экспортных операций, длительностью, на ваш выбор, от недели до нескольких месяцев. Наверное, это хорошее начало для ВЭД, позволяющее затем разговаривать с профессионалами на их языке.

Условия поставки

В ВЭД достаточно разобраться в правилах игры. А они наверное самые четкие среди всех видов бизнеса. Нормы Incoterms очень четко описывают на каком этапе поставки кто отвечает за груз. Как передается ответственность, где, кто отвечает за доставку, кто за страховку. Всем кто пытался заказать что-то в Китае знаком термин FOB, Free on Board — доставка до борта судна включена в стоимость.

Условия оплаты и гарантии сторон

Но условия поставки не единственное, что надо знать при работе с ВЭД. Стоит в своем банке узнать как работает аккредитив. Очень удобный инструмент гарантии поставки. Поставщик не получает деньги до момента получения товара покупателем. Но и покупатель не может отозвать деньги без согласования с поставщиком и банком.

Управленческое звено во внешнеэкономической политике государства

В нашей стране за управление внешнеэкономической деятельностью государства отвечает Министерство торговли. В последние годы многие формы деятельности в России претерпели серьезные изменения. Функции Министерства торговли:

  • регулирует и координирует внешнеторговые отношения;
  • вносит предложения за объединение внешнеторговой политики между странами – партнерами;
  • обеспечивает реализацию принятых предложений и законов.

Кроме того, в обязанности Минфина России входит:

  • регулирование вопросов по налогообложению;
  • установление правил по международным расчетам;
  • определение порядка по вопросам, связанным с финансированием, кредитованием различных операций во внешней экономике;
  • проведение разного рода операций за рубежом;
  • предоставление интересов своей страны в международных валютных и кредитных организациях, а также в Центробанках других государств. Именно Центробанк России является главным уполномоченным органом, осуществляющим контроль за валютными операциями на иностранных биржах, а также регулятором отношений между ними.

Таможня – субъект внешнеэкономических отношений

Дела таможни – это также внешнеэкономическая деятельность. Таможенный госкомитет РФ, разрабатывающий и реализующий фискальную политику в государстве, является одним из незаменимых звеньев налогово-подотчетной системы страны.

Кроме того, госструктура контролирует все операции в данной отрасли, регулирует хозяйственную деятельность разными средствами на основании таможенной политики, разработанной в России.

Проходя процедуру таможенной проверки и идентификации, каждая единица продукции получает свой код. Кроме того, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности проводится в рамках существующего российского законодательства. Благодаря данной процедуре специалисты имеют возможность и доступ к изучению структуры интернационального товарооборота.

Развитие внешнеэкономической деятельности заключается в установлении качественных взаимовыгодных отношений. Для их формирования важно расширять деловые контакты между иностранными партнерами — экспортерами и производителями, оказывать им помощь, содействие. На данном этапе ответственными являются органы местного управления по регионам, а также представители администрации, торгово-промышленная палата РФ.

Сегодня Россия имеет налаженные рыночные отношения со многими странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Преимущества и недостатки реформирования

Множественные реформы, проводимые на протяжении длительного времени, поспособствовали созданию единой базы, по которой осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Это, в первую очередь, играет весомую роль в стандартизации процессов на внешнем рынке.

Хотя все давно пережитые реформы не привели к радикальным изменениям, вопросов и проблем на международном рынке остается немало. Государственная внешнеэкономическая деятельность России остается по-прежнему не до конца подготовленной, поскольку была запущена преждевременно. Поспешная либерализация в конечном счете привела к:

  • зависимости от импорта многих товаров народного потребления;
  • ухудшению экспортных отношений между странами;
  • распаду многих рынков внутри страны, от чего пострадали отечественные производители;
  • экспорту нашего вооружения, некоторой научной продукции.

Сфера внешнеэкономической деятельности России неоднократно подвергалась реформам, но на данном этапе механизм ее регулирования остается несовершенным.

Основные направления в сфере внешней экономики

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности нуждается в действенной системе, а значит, востребована приспособленность каждого отдельного субъекта к новым современным тенденциям рыночного хозяйствования:

  • интернационализации производства;
  • развитию международного разделения труда;
  • реконструкции старых и созданию новых отраслей в экономике;
  • обновлению капитала, связанного с притоком средств в той или иной деятельности;
  • развитию активной деятельности между транснациональными корпорациями;
  • либерализации торговли между странами. Важно снизить таможенные пошлины, отменить ограничения по ввозимым и вывозимым товарам на экспорт, образовать больше свободных экономических зон.

Если устранить региональные барьеры, сформировать общие рынки и увеличить количество зон свободной торговли, то влияние на внешнеэкономические отношения в совокупности всех вышеперечисленных факторов будет существенное.

Как начать ВЭД: подготовка

Перед тем, как принять решение стать участником ВЭД, каждый предприниматель должен проанализировать предстоящий вид деятельности, взвесить возможные риски, проблемы и выгоды предприятия. И только потом начинать подготовку к коммерческому сотрудничеству с зарубежными странами.

Статус участника ВЭД: плюсы и минусы

Что дает статус участника ВЭД? Предприятие, выходящее на международный рынок, при грамотном подходе открывает для себя серьезные перспективы:

  • расширение границ бизнеса, ускорение его развития;
  • увеличение количества потенциальных покупателей реализуемой продукции и услуг;
  • улучшение репутации компании на международном уровне;
  • освоение передового мирового опыта ведения бизнеса;
  • повышение компетентности всего персонала фирмы-участника;
  • контракт напрямую с производителем, а не с посредником, всегда выгоднее: контроль качества, возможность договориться о скидках, дополнительные сервисы, прямые гарантийные обязательства, ответственность и др.;
  • удобство при таможенном контроле: оперативная проверка не требует полного пакета документации, включает лишь идентификацию карты участника ВЭД и сопроводительные бумаги на товары.

Минусы сводятся к необходимости тщательного изучения правовой базы ВЭД, таможенных схем, валютной бухгалтерии. К стандартным проверкам добавляются отчеты по ВЭД. К тому же все операции – уплату налогов, валютные операции и подготовку отчетов придется вести своими силами.

Исходя из вышесказанного, для успешной внешнеэкономической деятельности следует набирать только квалифицированных сотрудников, желательно имеющих опыт работы в данной сфере.

Какие документы необходимы для оформления

Регистрация в качестве участника ВЭД происходит при первой подаче таможенной декларации. Пакет документов, который необходимо подготовить для регистрации, довольно весомый. Поэтому стоит заняться его подготовкой заблаговременно.

Документы для регистрации участника внешнеэкономической деятельности:

  • заявление на регистрацию участников ВЭД;
  • устав организации и учредительный договор;
  • протоколы собрания учредителей, если вносились изменения в уставный капитал;
  • свидетельство о регистрации в налоговых органах с указанием ИНН и КПП;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • выписка из Госкомстата с указанием кодов ОКАТО (не старше полугода);
  • справка из банка об открытии счетов (рублевого и валютного), не старше 1 месяца;
  • бухгалтерский баланс за последний налоговый период с отметкой налоговой;
  • договор, подтверждающий местонахождение организации (например, договор аренды);
  • приказы о назначении ген. директора и главного бухгалтера;
  • паспорта главного бухгалтера и генерального директора;
  • справка из отдела валютного контроля.

В таможенный орган надо предоставить нотариально заверенные копии документов. Весь пакет бумаг нужно подать на тот таможенный пост, где будет проходить таможенное оформление груза. Подавать документы на таможню участникам ВЭД надо ежегодно.

Виды внешнеэкономических сделок

Экспорт Импорт Реэкспорт Встречные сделки
Вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации на территорию зарубежных стран Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (приобретение товаров у иностранного поставщика) Приобретение у иностранного поставщика и продажа иностранному покупателю с ввозом на территорию страны последнего Экспортно-импортные сделки, в которых экспортер в оплату своего товара принимает стоимость встречного импортного товара

Таблица 1 – Виды внешнеэкономических сделок

Этапы ВЭД и их особенности

Ведение ВЭД — это масса взаимосвязанных между собой процессов и этапов бизнеса:

  • Работа с проверками различных государственных структур
  • Поиск и принятие решения о закупке и поставке или о работе с зарубежным партнером
  • Подготовка и заключение контракта (с учетом требований таможенных, налоговых и валютных органов власти)
  • Финансовые валютные операции и валютная бухгалтерия, налоги и отчетность
  • Реализация сделки (закупка, платежи, приемка, поставка, логистика)
  • Таможенное оформление и платежи
  • Страхование и претензионная работа
  • Документооборот и отчетность с участниками и подрядчиками по сделке

Схема 1 – Основные этапы ВЭД

Каждый последующий этап ведения внешнеэкономической деятельности зависит от предыдущего. Любая недоработка или ошибка на одном этапе скажется на эффективности следующего этапа или сделки в целом. Кроме того, это может оказаться причиной серьезных проблем в процессе сделки или после ее завершения еще в течение трех лет (проверки ИФНС).

Как осуществляется ВЭД

В настоящее время российские компании осуществляют импортно-экспортные операции с помощью исполнения договоров непосредственно с зарубежными фирмами или через посредников, которые предоставляют услуги по ВЭД. Какую правовую форму выбрать для эффективного управления внешнеторговой деятельностью зависит от экономических потребностей и возможностей организации.

Как контролируется ВЭД

Сделки по внешнеэкономической деятельности контролируются:

  • таможенными органами, так как товарно-материальные ценности пересекают границу РФ;
  • банками, так как сделки по ВЭД являются объектом валютного контроля;
  • налоговыми органами, так как внешнеэкономические сделки являются объектами налогообложения.

Проблемы бухгалтерского учета ВЭД

Как известно, для определения финансового результата и эффективности работы компании необходимо отражение всех фактов деятельности в бухгалтерском учете. Поэтому перед руководством каждой компании стоит очень важная задача – грамотная организация бухгалтерского учета.

Нельзя не согласиться с тем, что вопрос бухгалтерского сопровождения внешнеэкономических сделок довольно сложный, ведь он существенно отличается от бухучета операций, которые связаны с деятельностью организации на внутреннем рынке:

  • сделка по бухучету внешнеэкономической деятельности оформляется иначе по сравнению с внутренним бухгалтерским учетом;
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров, является не только налоговым, но и таможенным платежом.

Во избежание доначислений со стороны госорганов необходимо хорошо ориентироваться в налоговом, валютном и таможенном законодательстве. Отчетность по внешнеэкономической деятельности должна быть в полном порядке. Все расчеты и платежи по ВЭД должны быть учтены.

Проблемы и трудности налогового учета ВЭД

Отдельный важный вопрос – налоговый учет экспортно-импортных операций, сделок, контрактов. Необходимо заметить, что импортные операции учитываются отдельно от экспортных, так как существуют значительные различия в налогообложении данных операций. В частности речь идет об особенностях возмещения НДС по экспорту (нулевая ставка НДС). Поэтому различаются и соответствующие отчеты по ВЭД. Все эти тонкости необходимо знать и учитывать при формировании своей налоговой отчетности для ИФНС, иначе можно столкнуться с проблемой постоянных и больших штрафов со стороны проверяющих налоговых органов.

Юридические проблемы ВЭД

Компании-участники ВЭД неизбежно столкнутся с вопросами грамотного применения международного права, а также с решением непредвиденных ситуаций, которые связаны с национальным или иностранным законодательством. Также стоит обратить внимание на тот факт, что многие участники ВЭД практически не владеют информацией об административной ответственности в сфере таможенных правоотношений. А ведь крупный штраф, который предусмотрен за совершение административного правонарушения в области таможенного регулирования ВЭД, может сильно ударить по карману, как компании-импортера, так и российской фирмы, нанеся им значительный урон.

Дополнительные документы, возникающие при ВЭД

Применение ВЭД потребует использования в работе большого числа документов, которые не нужны, если деятельность осуществляется только в пределах РФ. Причем в их число войдут не только оформляемые российской стороной, но и получаемые от зарубежных партнеров. В отношении экспорта/импорта это, в частности, будут:

  • контракты с иностранными партнерами, созданные с учетом условий поставки, отраженных в Инкотермс;
  • платежные документы иностранных партнеров;
  • поручения на покупку или продажу валюты;
  • документы (апостиль), подтверждающие факт регистрации зарубежного партнера в иностранном государстве;
  • грузовые таможенные декларации (ГТД);
  • инвойсы, которые станут бухгалтерскими документами на отгрузку;
  • иностранные перевозочные документы и иностранные документы (инвойсы) поставщиков;
  • заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, перечни к ним и особая декларация по НДС при импорте из стран Таможенного союза;
  • дополнительные строки и разделы в обычной декларации по НДС;
  • декларация о доходах, поступивших из источников, находящихся вне РФ;
  • налоговый расчет, содержащий данные о выплаченных зарубежным партнерам доходах;
  • документы на оплату налогов, уплачиваемых в связи с выплатой доходов зарубежным партнерам;
  • прочая документация.

Большая часть документов, адресованных иностранному партнеру или полученных от него, будет изначально создаваться на 2 языках, а документы, оформленные только на иностранном языке, необходимо сопроводить переводом текста, который потребуется для ИФНС при проверке.

При этом увеличивается не только объем документов, но и количество требующих представления их копий проверок со стороны налоговых органов (в связи с возмещением НДС по экспорту) и таможни (в связи с декларированием товаров).

НДС и налоговый учет для прибыли при ВЭД

Наибольшее количество дополнительных действий в части налогообложения придется на самый сложный налог, которым в РФ является НДС. Особого внимания здесь потребуют:

  • экспорт, требующий организации обособленного учета всех операций по нему, соблюдения сроков для сбора пакета нужных документов, выделения неподтвержденных и подтвержденных с опозданием отгрузок, контроля полноты оплаты поставок контрагентом, заполнения дополнительных разделов декларации, регулярной подготовки объемных пакетов документов для контроля ИФНС;
  • импорт из стран Таможенного союза, при котором необходимо соблюдать достаточно ограниченные сроки представления документов по налогу в ИФНС, уплаты его в увязке с оплатой — предъявления к вычету, составления дополнительной декларации;
  • обязанность уплаты налога при оплате за ряд услуг (п. 1 ст. 148 НК РФ), оказываемых вне территории РФ, и заполнение по нему особого раздела декларации;
  • наличие особенностей налогообложения товаров, возникающих в определенных ситуациях как при их вывозе, так и при ввозе (ст. 151 НК РФ).

В отношении налога на прибыль не следует упускать из виду, что в доходах отгрузка на экспорт учитывается в момент перехода права собственности (рисков) на товар, т. е. практически в момент отгрузки, а право на вычет НДС по такой отгрузке может подтверждаться в совершенно другом налоговом периоде. То есть налоговые базы по прибыли и НДС при экспорте по одному и тому же периоду совпадают далеко не всегда, и нельзя для прибыли отгрузку на экспорт учитывать в увязке ее с фактом подтверждения права на вычет по НДС.

НДС при проведении импортных операций

При прохождении таможенного контроля предприятие обязано уплатить НДС, без оплаты которого товар не выпускается из зоны временного хранения. В случае задержки платежа производится начисление пени. Налоговой базой для НДС является сумма стоимости товаров, отраженных в декларации, пошлины и акциза.

Налог, уплаченный при прохождении таможенного контроля, предъявляется к вычету при соблюдении условий:

  • Полученный товар оприходован на учет.
  • Товар используется для осуществления операций, выручка по которым облагается НДС.
  • Имеются первичные документы на товар и его транспортировку.
  • Произведена уплата таможенного НДС.

Если предприятие применяет УСН, сумма НДС к вычету не применяется, а включается в стоимость товара или основного средства при использовании объекта налогообложения «доходы». В случае использования схемы налогообложения «доходы минус расходы» сумма включается в состав затрат, уменьшающих базу. Читайте также статью: → “Возмещение НДС при импорте товаров в 2020. Оплата НДС при импорте».

Пример операций по импорту товаров

Предприятие ООО «Кондитер» оформило контракт на поставку импортных товаров стоимостью 5 тысяч долларов. Конвертация составила 2 000 рублей, таможенный НДС – 54 000 рублей. Отгрузка произведена после предоплаты 01.12.2016 г. Величина таможенного сбора составила 10%. Курс покупки валюты составил 60 рублей на дату оплаты.

В учете ООО «Кондитер» производятся записи:
  1. Отражено списание рублевого эквивалента: Дт 57 Кт 51 на сумму 300 000 рублей;
  2. Учтена конвертация: Дт 52 Кт 57 на сумму 5 000 долларов (300 000 рублей);
  3. Учтена оплата стоимости услуги: Дт 91/2 Кт 51 на сумму 2 000 рублей;
  4. Произведена предоплата поставщику за товар: Дт 60 Кт 52 на сумму 5 000 долларов (300 000 рублей);
  5. Отражено начисление таможенного НДС: Дт 19 Кт 68 на сумму 54 000 рублей;
  6. Учтена оплата НДС на таможне: Дт 68 Кт 51 на сумму 54 000;
  7. Учтена оплата сбора: Дт 76 Кт 51 на сумму 30 000 рублей;
  8. Отражен приход товара: Дт 41 Кт 60 на сумму 300 000 рублей;

Оприходования товара производится после перехода права собственности. Момент перехода отражается в контракте на поставку. При сохранении прав на товар за иностранным партнером учет осуществляется за балансом.

Учет проведения экспортных операций

При проведении экспортных операций товар вывозится за территорию страны для дальнейшего использования без права на возврат. Операции сопровождаются уплатой вывозных пошлин, размер которых определяется стоимостью товара, заявленной в декларации. Установлен определенный порядок действий при осуществлении экспорта.

Основные документы экспортера Характеристика документа
Составление экспортного контракта с учетом правил «Инкотермс» Контракт содержит данные о сторонах, товаре, стоимости, момент перехода права собственности, порядка и сроках доставки, оплаты. Документ имеет важное значение для оформления сделки и тщательно рассматривается при проверках ИФНС
Оформление паспорта сделки Документ составляется в банке при величине сделки, превышающей 50 000 долларов США и содержит основные параметры операции
Выписка счета-фактуры с записью в книге продаж Документ оформляется по 0 ставке НДС в течение 5 дней с даты отгрузки. Счет-фактура не составляется при проведении предварительного платежа

В обороте используются первичные документы по подтверждению отгрузки, оплаты, услуг посредника. Учет продаж по экспортным операциям ведется обособленно от деятельности, осуществляемой на территории страны.

Учет НДС при проведении экспортных операций

При реализации товаров (работ, услуг) на экспорт применяется «0» ставка НДС. Предприятия, соблюдающие требования законодательства по оформлению операций, имеют право принять к вычету суммы налога, предъявленные поставщиком. Для подтверждения экспорта и получения налогового вычета необходимо:

  • Оформить поступление товара (работ, услуг).
  • Зарегистрировать счет-фактуру по поставке в книге покупок.
  • Выставить счет-фактуру на отгрузку с регистрацией в книге продаж
  • Представить декларацию в ИФНС.
  • Приложить к декларации пакет документов, перечень которых приведен в ст. 165 НК РФ.

На подтверждение нулевой ставки предприятию предоставляется 180 дней. При отсутствии возможности подтвердить право на применение нулевой ставки потребуется уплатить полную стоимость налога и пени за весь период просрочки. Читайте также статью: → “Возврат НДС при экспорте. Условия, сроки, пример, проводки».

Сущность внешнеэкономической деятельности организации

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) собой представляет комплекс средств и методов торгово-экономического, валютно-финансового, научно-технического и др. сотрудничества с иностранными экономическими агентами.

ВЭД может быть реализована и рассматриваться как на уровне целой страны, так и на уровне отдельных хозяйственных единиц.

Определение 2

Внешнеэкономическая деятельность фирмы представляет собой сферу деятельности хозяйствующего субъекта, связанную с международной производственной кооперацией и интеграцией, импортом и экспортом продукции, выходом на внешние рынки и т. д.

На современном этапе большинство крупных и динамично развивающихся компаний, как правило, уделяют значительное внимание внешнеэкономической деятельности. Так, в условиях глобализации и стремительного развития международной торговли и передовых информационных технологий, ВЭД, открывает развивающимся фирмам новые, гораздо более широкие возможности (например, использование широких преимуществ международной кооперации и специализации, выход на огромные рынки сбыта, обмен передовым опытом и новейшими технологиями, использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы и т. д.).

Классификация ВЭД

По профилю деятельности внешнеэкономическую деятельность можно подразделить на:

  • самостоятельную реализацию продукции на внешнем рынке и производство продукции на экспорт
  • сугубо внешнеторговые операции, транспортные услуги, финансово-страховые услуги, посреднические услуги и т. д.

По характеру внешнеторговых операций различают:

  • импортеров и экспортеров
  • таможенных брокеров, специализированных посредников.

По организационно-правовым формам:

  • коммерческие организации
  • государственные и муниципальные предприятия
  • некоммерческие потребительские союзы и ассоциации и т. д.

Международное инвестиционное сотрудничество

Валютные и финансово-кредитные операции

Валютными и финансoво-кредитными операциями в качестве вида ВЭД предприятии и фирм рассматриваются в первую очередь как те, что содействуют, сопровождают любую внешнеторговую сделку под видом финансовых обязательств, которые связаны с обеспечением платежности за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютные операции, которые совершаются в целях избежания курсовых потерь.

Для межгосударственных организаций характерны отличаются: членством государств; наличием учредительного международного договора; постоянными органами; уважением суверенитета государств-членов. С учётом этих признаков стоит констатировать, что международную межправительственную организацию отличает объединение государств, которое учреждено на основании международного договора чтобы достичь общие цели, которая имеет постоянные органы и действует в общих интересах государств — членов уважая их суверенитет.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Таможен но-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности – является совокупностью методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которая основана на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Таможенно-тарифное регулирование это основной метод регулирования государством сферы внешней торговли, которая применяется с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут преследовать:

1.Протекционистскую функцию – защиту национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

2.Фискальную функцию – обеспечение поступления средств в бюджет.

Органы, которые регулируют ВЭД в России

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями:

  • осуществление общего руководства государственной внешнеэкономической политики (в частности, подписывать законы и издавать указы пo ключевым ее направлениям);
  • подписание международных соглашений, представление России на соответствующих международных форумах;
  • регулирование военно-технического сотрудничества;
  • определение условий экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

Государственная Дума и Совет Федерации занимаются разработкой и принятием законов, которые регламентируют ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвующие в руководстве ВЭД на государственным уровне, занимаются заслушиванием отчетов руководителей ведомств.

Структура таможенно-тарифных методов

C точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование это одна из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности вместе с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования является наличие:

  • Таможенного тарифа – свод ставок таможенных пошлин;
  • Таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • Таможенной процедуры;
  • Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В РФ Таможенный тариф является ТН ВЭД РФ и ставкой таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Различают импортный и экспортный таможенный тариф.

Изменения в таможенном тарифе вносятся Постановлениями Правительства РФ, которые в обязательном порядке публикуются в Российской газете.

Таможенному декларированию подлежат товары:

  • которые перемещаются через таможенную границу;
  • из-за изменения таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);
  • которые являются отходами, которые образовались в результате применения таможенных процедур переработки на тамoженной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • которые являются остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • которое является отходами, которые образовались в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;
  • которые незаконно ввезены на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, которое осуществляет предпринимательскую деятельность и не имеет отношения к незаконному перемещению.

Таможенная процедура – является совокупностью норм, которые определяют для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами (пп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Современные условия глобализации мировой экономики строят все элементы таможенно-тарифных методов унифицированными на основе международных договоров.

Важнейшими из них являются:

1.Соглашения, которые действуют между членами Всемирный торговой организации в соответствии с её Уставом а также при пакете соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ).

2.Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

3.Таможенная конвенция о международной перевозке груз с применением книжки МДП.

4.Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о представлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

Цели государственного регулирования ВЭД

При осуществлении внешнеэкономической деятельности на уровне государства, основной целью является межгосударственные отношения, поддержка правовых, торговых и политических институтов, которые увеличивают эффективность сотрудничества. Эффективная внешнеэкономическая деятельность государства приводит к увеличению роста национального дохода, усовершенствованию научно- технического прогресса, роста производства и повышения капиталовложений.

Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:

  • формировании благоприятного правового климата для осуществления в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;

  • создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, с целью поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным направлениям;

  • обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта;

  • координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;

  • совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, и патентов, лицензий при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья:

  • регулировании торговых отношений между странами и на региональном уровнях;

  • содействии отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;

  • регулировании платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при осуществлении контроля за сохранением независимого от иностранных кредиторов, развития экономики;

  • обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве.

Мероприятия предприятий по осуществлению внешнеэкономической деятельности

Внешнеторговая деятельность предприятия осуществляется в виде обмена товаров или услуг за получение соответствующего вознаграждения.

К комплексу услуг по осуществлению внешнеэкономической деятельности, можно отнести следующие мероприятия:

  • изучение внутреннего рынка, того государства куда планируют ввезти товар;

  • изучение конъюнктуры рынка;

  • проведение рекламных мероприятий по продвижению своего товара;

  • рассмотрение дополнительных коммерческих предложений с целью расширения рынку сбыта;

  • проведение переговоров с иностранными контрагентами;

  • заключение новых контрактов на поставку товаров или оказание услуг.

Источники

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/828699
  • https://www.kp.ru/putevoditel/biznes/obsluzhivanie-vehd/
  • https://FB.ru/article/246813/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost—eto-upravlenie-vneshneekonomicheskoy-deyatelnostyu
  • https://GeneralImport.ru/stati/kak-stat-uchastnikom-vehd/
  • https://rtiger.com/ru/journal/kak-prohodit-registratsiya-uchastnika-ved-v-tamojne/
  • https://mcob.ru/articles/peculiarities-of-foreign-trade-transactions/
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/osobennosti_buhgalterskogo_ucheta_pri_ved/
  • https://online-buhuchet.ru/buxgalterskij-uchet-ved/
  • https://spravochnick.ru/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost_organizacii/
  • https://biznes-prost.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost.html
  • https://www.audit-it.ru/terms/agreements/ved.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: