Nalogia.ru

Водопользование водных объектов

Кто и за что платит

Для начала поговорим о налогоплательщиках. Согласно положениям ст.333.8 Налогового кодекса, данное определение применимо к частникам, индивидуальным предпринимателям и компаниям, которые занимаются деятельностью, сопряжённой с применением водных ресурсов. При условии, что такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Здесь нужно уточнить, что лица, обретшие право на водопользование после вступления Водного кодекса в законную силу не признаются налогоплательщиками.

К объектам налогообложения относятся следующие варианты водопользования:

  • Забор воды;
  • Распоряжение акваториями, кроме лесосплава;
  • Водопользование объектами с целью лесосплава;
  • Распоряжение водными ресурсами без изъятия воды: гидроэлектростанции.

Отметим, что в законе предусмотрено несколько исключений. В частности, налогообложению не подлежат следующие виды водоприменения:

  1. Забор подземных или термальных вод, в которых содержатся полезные ископаемые или целебные компоненты;
  2. С целью обеспечения мер безопасности, например, для тушения пожаров или ликвидации последствий природных катаклизмов;
  3. В судоходных, экологических либо санитарно-эпидемиологических целях;
  4. Забор воды судами, с целью обеспечения функциональности установленного оборудования;
  5. Использование таких объектов для восполнения природных ресурсов или рыбоводства;
  6. Обустройство коммуникационных линий, зданий, плавсредств и других объектов, связанных с природоохранной деятельностью;
  7. Использование акваторий для посадок (разовых) авиасудов, а также передвижения на судах и малоразмерных плавсредствах;
  8. Проведение поисковых работ, а также топографических, геодезических и гидрографических изысканий;
  9. Возведение гидротехнических сооружений, включая объекты для мелиорации, водоснабжения и пр.;
  10. Применение объектов для организации отдыха детям, ветеранам и маломобильным гражданам;
  11. Проведение работ, связанных с углублением дна и строительством гидроэлектротехнических сооружений;
  12. Применение водных ресурсов для нужд государства и мероприятий по повышению обороноспособности страны;
  13. использование воды для полива приусадебных участков и сельскохозяйственных нужд;
  14. Выделение акваториальных вод для охоты и рыболовства;
  15. Забор руднично-шахтных и коллекторно-дренажных вод из подземных резервуаров.

Новый налог на воду, а новый ли он?

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;

  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

  • при заборе воды мира;

  • при использовании акватории;

  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

  • при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

  • с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Коэффициенты, применяемые к ставкам

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2020 года он равен 2,31.

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2020 года действует ставка 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:

  • превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
  • отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
  • добытая вода перепродается — он равен 10.

Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Способы расчёта

Налогооблагаемая база рассчитывается отдельно для каждого вида распоряжения водными ресурсами. Вычислениями занимаются непосредственно водопользователи, подающие налоговую декларацию в предусмотренные законом сроки. Выглядит это следующим образом:

  • Забор воды. Налоговая ставка применяется исходя из единицы объёма — 1 000 м3. Фактический объём использованной воды определяется приборами первичного учёта, подтверждается записями в журналах. Если определить объём израсходованной воды невозможно, сумма налога вычисляется исходя из производительности оборудования и общих норм учёта потребления.
  • Использование акваторий (за исключением лесосплава). Здесь единицей учёта становится площадь предоставленного водного пространства — 1 км2. Фактическая площадь водопользования определяется условиями договора или прописывается в лицензии, дающей право использования водных ресурсов.
  • Гидроэнергетика. В этом случае, водопользование происходит без забора воды, поэтому за единицу измерения принимается объём произведённой электроэнергии — 1 000 кВт/ч, за налоговый период.
  • Лесосплав. В этом случае, в расчёт принимается объём древесины и протяжённость сплава. Основными единицами измерения считаются 1 000м3 леса на 100 километров маршрута.

Сумма налога вычисляется по схеме ставка * коэффициент. Действующие ставки закреплены ст.333.12 налогового кодекса, и устанавливаются индивидуально для бассейнов морей, озёр и рек с учётом фактического местоположения — экономической составляющей района. Этот же документ утверждает и применяемые коэффициенты.

В частности, в 2019 году действует коэффициент 2.01, в 2020 году — 2.31, и так далее. Учитывая, что градация идёт в повышающую сторону, в 2025 году к налоговой ставке будет действовать коэффициент 4.65.

Подача декларации

Документ подаётся в налоговый орган по месторасположению объекта водоприменения в установленные законом сроки. Крупнейшие налогоплательщики сдают декларацию в ФНС, где они зарегистрированы в текущем статусе.

Нерезиденты страны: физические и юридические лица, обязаны дополнительно предоставлять ксерокопию налоговой декларации в орган, выдавший лицензию на водопользование.

Периодичность оплаты

Водный налог вносится в бюджет по истечении налогового периода — квартала. Происходит это по следующей схеме:

Налоговый период 2020 г Срок оплаты (не позднее обозначенной даты)
I квартал 20 апреля
II квартал 20 июля
III квартал 22 октября
IV квартал 21 января (2021 г)

Чем грозит нарушение правил водопользования?

Для каждого налогоплательщика устанавливаются лимиты на забор воды и сброс сточных вод. Превышение этих лимитов грозит внушительным штрафом. Также государственные органы, занимающиеся экологическим контролем, могут отозвать разрешение на пользование водным объектом.

Наибольшие штрафные санкции грозят тем лицам и предприятиям, которые осуществляют водопользование, не имея на то соответствующего разрешения, рассчитанных лимитов. В этом случае размер платы за пользование водным объектом увеличивается в 5 раз.

Специалисты компании «Экобезопасность» помогут получить разрешительную документацию, необходимую для законного пользования водным объектом, а также рассчитают лимиты и сумму экологических платежей.

Итоги

Ставки, применяемые при расчете водного налога, дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они всегда выражены в рублях, но применяются к разным оцениваемым единицам в зависимости от вида подлежащего обложению налогом водопользования. К приведенным в таблицах п. 1 ст. 333.12 НК РФ значениям ставок с 2015 года обязательно применение повышающего коэффициента, величина которого ежегодно изменяется. Кроме того, действуют коэффициенты, необходимость использования которых зависит от определенных ситуаций, возникающих в процессе ведения деятельности.

Источники

  • https://zakonoved.su/%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3.html
  • https://geostart.ru/post/710
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/vodnyy_nalog.html
  • https://nalog-nalog.ru/vodnyj_nalog/kakovy_stavki_vodnogo_naloga/
  • https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/vodnyj-nalog/
  • https://ecobez.ru/platezhi-za-polzovanie-vodnymi-resursami/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: