Nalogia.ru

Защита трудовых прав, способы и методы, органы защиты трудовых прав

Правовые документы, регулирующие этот вопрос

Защита прав – это ряд мероприятий, направленных на восстановление нарушенных гарантий граждан, предупреждение совершения работодателями противоправных действий в дальнейшем, а также наказание за противозаконные деяния. Она имеет место только при наличии факта правонарушения.

Вопросы, которые касаются защиты прав, регулируются рядом нормативно-правовых документов, их перечень приведен ниже:

  • Трудовой кодекс России;
  • Конституция РФ.

Согласно , каждый гражданин имеет право на защиту личных гарантий, интересов и свобод всеми доступными и разрешенными законом способами. гарантирует защиту прав и свобод человека. Законодательство предоставляет работникам широкие возможности по защите личных трудовых интересов.

Но к сожалению многие сотрудники не понимают, как лучше поступать в случае совершения руководителем предприятия противозаконных действий. Некоторые работники думают, что отстоять свои интересы у них не получится, и мирятся с тем, что их права нарушаются, но практически любая проблема может быть решена в пользу работника. Главное действовать грамотно, настойчиво и последовательно.

Данный факт доказывает судебная практика по вопросам незаконного увольнения, невыплаты компенсаций и положенного заработка при разрыве трудовых отношений. Немного хуже обстоят дела с доказательной базой по искам об установлении факта производственных отношений, о заключении трудового контракта. Но, тем не менее, работникам важно стремиться отстаивать свои права. В противном случае их нарушение и ущемление может стать регулярным.

По статистическим данным, каждый четвертый сотрудник сталкивается с нарушением его прав.

Какая организация защищает интересы трудящихся?

Многие сотрудники интересуются, как называется организация по защите прав работников. Таких инстанций несколько. Во-первых, решением трудовых споров, защитой интересов и прав сотрудников занимается Государственная инспекция труда.

Она представляет собой единую централизованную систему, которая состоит из федерального органа власти, а также территориальных структур.

Во-вторых, защитой прав занимаются профсоюзные комитеты и судебные инстанции разного уровня. Каждый из этих органов имеет свои функции, обязанности.

Формы защиты труда работников

Защита трудовых прав может осуществляться в разных формах. Важно, чтобы используемые методы были предусмотрены законодательством РФ, не противоречили ему. Они представляют собой установленный тип правореализующей деятельности, которая касается применения определенных мер защиты нарушенных, оспариваемых прав сотрудников.

Выделяют юрисдикционные и неюрисдикционные формы правореализующей деятельности. Важно понимать особенности и характеристики каждой. К неюрисдикционным формам относятся согласительные процедуры (переговоры с руководителем компании с целью решения конфликтной ситуации) и самозащита.

Юрисдикционную защиту осуществляют специальные органы:

  • комиссии по трудовым спорам;
  • мировые суды;
  • прокуратура
  • организации государственного контроля за соблюдением трудового законодательства;
  • суды общей юрисдикции;
  • уполномоченный по правам человека в России;
  • Конституционный суд РФ.
Выбирая форму защиты трудовых прав, требуется учитывать рамки компетенции определенного органа, условия обращения в данную инстанцию, ее подведомственность.

Варианты защиты

Такое явление как – защита трудовых прав работников трудовое право (ТК РФ статья 352) определяет перечнем процедур или действий которые работник может осуществить и самостоятельно и прибегая к помощи компетентных организаций, в зависимости от степени тяжести нарушения.

Статья 352. Способы защиты трудовых прав и свобод

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

  • самозащита работниками трудовых прав;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебная защита.

И так в случае, если права работников начальник весьма активно нарушает, у самих сотрудников есть несколько законных вариантов защиты, основные из которых:

  • cамозащита (понятие “самозащита” означает юридические действия, направленные на защиту нарушенных собственных трудовых прав без привлечения сторонних организаций);
  • обращение в профсоюзы с целью поиска помощи у имеющихся там специалистов;
  • взаимодействие с Государственной инспекцией по охране прав трудящихся (по-другому эта организация называется трудовой инспекцией или федеральной инспекцией труда);
  • обращение в судебные органы.

Если рассматривать каждый из этих вариантов по отдельности, то необходимо отметить, что, обращение в суд, как и в органы Прокуратуры РФ является крайней стадией в разрешении трудовых споров, к которой прибегать необходимо только в том случае, если разрешить возникшие споры иными способами оказалось попросту невозможно.

Самозащита трудовых прав работников, как уже говорилось выше, не предполагает привлечение каких-либо сторонних организаций работником в целях разрешения трудовых споров.

Такой способ возможен в том случае, если затронуты права одного конкретного специалиста и есть возможность разрешить возникшие разногласия путем осуществления переговоров с руководителем или его уполномоченными представителями.

В профессиональные союзы происходит обращение в том случае, если урегулировать напрямую путем переговоров возникшие разногласия не удалось и человек остался социально не защищенным.

Причем это может быть обращение как к представителям профсоюза в конкретной организации, так и на более высоком, межорганизационном уровне. Здесь уже происходит тщательный разбор конкретной сложившейся ситуации с исследованием первопричин ее возникновения.

О правах профсоюзных организаций наблюдать за охраной прав работников говорится в статье 370 ТК РФ.

Однако, решения профсоюзных органов в согласии с ст. 371 ТК РФ носят не обязательный для исполнения характер, а скорее рекомендательный, так как такие органы не наделены властными полномочиями, в отличие от трудовых инспекций.

Статья 371 ТК РФ. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Трудовые инспекции, что очевидно из ст.355 ТК РФ, это уже более высокая служба, если говорить об иерархии в структуре органов, нацеленных на защиту трудовых прав сотрудников тех или иных организаций, ступенями защиты.

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Их решения, направленные на восстановление ущемленных интересов работников, носят уже характер не просто рекомендаций, в отличие от решений принятых профсоюзом. В случае, если работодатель решил отказаться выполнять вынесенное представителями трудинспекции решение, то работник при поддержке таких представителей может обратиться в суд для восстановления своих нарушенных прав.

Судебное рассмотрение трудовых споров встречается, как ни странно, достаточно часто в настоящее время. Связано это, в первую очередь, с тем, что обращение в эту инстанцию подать проще всего, а также с тем, что постановление, вынесенное судьей, для исполнения работодателем будет обязательным. В противном случае последний может понести большие штрафы.

Однако процесс рассмотрения возникших трудовых споров в судах различных уровней весьма длительный. Именно по этой причине обращение в эту инстанцию необходимо рассматривать как крайний вариант борьбы за свои нарушенные права (например при банкротстве работодателя, если он отказывается компенсировать труд подчиненных).

Длительность рассмотрения здесь связана с целым рядом причин:

  • во-первых, большая загруженность самих судов и судей, которые дела рассматривают;
  • во-вторых, процедура тщательной проверки всех предоставленных документов с целью пресечения возможности возникновения судебной ошибки.

Кроме того, обращение в суд еще влечет за собой и определенные материальные расходы для работника в виде оплаты государственных пошлин, в том числе и за заверение копий материалов, предоставляемых вместе с исковым заявлением для подтверждения своей правоты.

И все же ситуаций, когда без обращения в суд не обойтись, достаточно. Причины по которым работник может обратиться в эту инстанцию перечисляются в статье 391 ТК РФ.

Статья 391. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

  • работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  • Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:
  • об отказе в приеме на работу;
  • лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
  • лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Необходимые документы

Только в случае попытки самозащиты своих нарушенных трудовых прав работник может обойтись только написанным собственноручно заявлением или претензионным письмом на имя руководителя, в котором предоставит свою аргументированную позицию с доказательством выявленного нарушения.

В остальных случаях необходимо говорить о целом ряде документов, которые необходимо предоставить в соответствующий орган, который защищает нарушенные интересы.

К такому пакету документов будут относиться:

  • заявление с просьбой о рассмотрении соответствующей жалобы (в случае судебного рассмотрения речь идет об исковом заявлении с подробным описанием возникших обстоятельств);
  • заверенная копия трудовой книжки или трудового договора, подтверждающие факт найма соответствующим работодателем;
  • заверенная копия должностной инструкции, в которой четко зафиксированы трудовые права и обязанности работника на конкретной должности;
  • заверенная копия приказа о назначении на конкретную должность с возложением соответствующих обязанностей на работника.

Остальные необходимые документы трудовая инспекция, а также суд, запросят самостоятельно в случае необходимости.

К таким документам могут относиться приказы о поощрении, дисциплинарных взысканиях в отношении работника, характеристики обратившегося сотрудника с предыдущих мест работы.

Все это направлено на формирование целостной картины личности обратившегося с целью выявления возможных скрытых мотивов недобросовестного поведения самого работника.

Главным документом, на основании которого происходит рассмотрение жалобы работника на нарушения его трудовых интересов, является заявление.

К его составлению есть определенные требования, которые необходимо учитывать с целью полного и грамотного рассмотрения дела по существу. В качестве таких требований следует отметить:

  • полные паспортные данные самого заявителя, в которые будут включены как фамилия, имя и отчество, так и дата рождения и адрес регистрации (дата рождения необходима в целях установления возраста работника, с которого он приступил к выполнению своих трудовых обязанностей и определения права заниматься этими обязанностями);
  • сведения о том, в какое время и на каких условиях заявитель поступил на работу (или службу) в конкретную организацию, а также информация о том, какой трудовой стаж на этот момент у него уже имелся;
  • подробное описание обстоятельств (с указанием ссылок на приложенные документы), в которых, по мнению самого заявителя произошло нарушение его трудовых прав и интересов (возложение обязанностей, несоответствующих квалификации, с последующим вынесением дисциплинарного взыскания, нарушение закона о защите персональных данных и т.д.);
  • информация о том, каким образом были нарушены его трудовые интересы и трудовые права (например,при увольнении за отказ от исполнения обязанностей по уборке помещений мастер фармакологического производства, в чьи должностные обязанности такая уборка не входит).

Если речь идет об исковом заявлении, то здесь необходимо будет также указать, какие требования заявитель выдвигает в отношении своего работодателя (восстановление на работе в той же должности и на тех же основаниях, на которых трудился до увольнения, если был уволен; выплата моральной и материальной компенсации и т.д.).

О том, что по общему правилу, должно содержать исковое заявление говорится в ст.125 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Статья 125. Форма и содержание искового заявления

1. Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
  • наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  • требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;
  • обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • цена иска, если иск подлежит оценке;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  • сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  • перечень прилагаемых документов.

В заявлении должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

3. Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

В исковом заявлении, в случае обращения в суд, сама исковая часть является обязательной (то есть, если работник решил обратиться в суд с целью «напугать своего работодателя» и ничего с него требовать не будет, то такое заявление суд отклонит без рассмотрения).

Говоря об оформлении искового заявления, необходимо помнить о том, что его надо будет правильно направить в соответствующий судебный орган с целью избежать его «хождения» по различным подразделениям.

По общему правилу рассматривают дела об ущемлении трудовых прав суды общей юрисдикции в гражданском судопроизводстве, а подается заявление по месту нахождения ответчика, то есть непосредственно работодателя (за исключением случаев, если у предприятия или организации имеется ряд филиалов, и ущемление прав произошло в филиале – в этом случае подача иска будет осуществлена по юридическому адресу самого филиала).

В какой именно судебный орган территориально необходимо будет подавать заявление, можно уточнить на сайтах судов в области или крае, где есть перечисление всех адресов, с которыми тот или иной территориальный орган работает.

При подаче искового заявления обязательно необходимо будет уточнить информацию об оплате государственной пошлины (так как в некоторых случаях ее должен будет оплатить сам заявитель, то есть истец, а в иных такая обязанность будет возложена на ответчика, то есть работодателя).

Квитанция должна быть приложена непосредственно к самому заявлению.

На основании всех перечисленных сведений орган, в котором будет происходить рассмотрение жалобы, опираясь не только на информацию, предоставленную в заявлении, но и на приложенные документы, будет выносить свое решение.

Во взаимоотношениях работника и работодателя нередко возникают сложные ситуации. Помочь разобраться в них могут некоторые публикации наших экспертов о правах и обязанностях сторон трудовых отношений и о том, как их регулирует ТК РФ.

Расшифровка понятия

Защита трудовых прав – это защита, которая гарантируется государством по отношению ко всем работникам сферы труда.

Эта защита направлена на то, чтобы избежать нарушений прав в сфере труда или, в случае таких нарушений, незамедлительно восстанавливать права.

В случае нарушений работники получают компенсации. Защита прав органами госнадзора является гарантированной, остальные виды защиты выбирает сам работник согласно со статьей 45 Конституции РФ(она допускает все способы, не запрещенные законом).

Защита в государственных органах

Этот способ – самый простой, поскольку его обеспечивает государство. Работнику нужно обратиться в Государственную инспекцию труда со своей проблемой, и дальнейшие действия сотрудники ГИТ возьмут на себя.

В Инспекцию нужно подать письменное заявление. В большинстве регионов РФ это можно осуществить и по Интернету, отправив заявление на электронную почту Инспекции. Узнать почтовый ящик регионального отделения ГИТ можно на его официальном сайте.

Работник может попросить у Инспекции, чтобы ее сотрудники не сообщали работодателю его личные данные. ГИТ не может отказать в просьбе, поэтому ФИО, должность и другие данные заявителя будут скрыты от работодателя во время проверки. Это право предусмотрено в Трудовом кодексе, чтобы не допустить для работодателя возможности повлиять на работника в процессе госнадзора. 

Обратиться в ГИТ можно не только за проверкой факта нарушения прав, но и просто за разъяснением каких-либо норм в области трудового права и законодательства. Сотрудники Инспекции обязаны ответить на любое обращение (кроме, конечно же, шутливых писем, которые им неизбежно приходят на электронный ящик).

Защита в профсоюзах

Если на предприятии, где трудится работник, есть профсоюз, то защищать трудовые права можно и в нем.

Органы профсоюзов занимаются тем, что контролируют трудовое законодательство и всегда встают на сторону работника, представляя его интересы в трудовых отношениях с работодателем.

Выводы и решения профсоюзов, оформленные письменно, учитываются и государственными органами, и судами.

При этом может понадобиться проверка насчет легитимности организации профсоюза. Если он был организован не по закону, то показания, скорее всего, не примут. Но в остальных случаях мнение профсоюза является очень важным.

Что предпринять работнику, если его права ущемлены

Согласно статье №352 ТК РФ, трудящийся может отстоять свои права двумя способами:

  • защититься самостоятельно. Например, отказаться от выполнения своих обязанностей до выполнения законных требований. Об этом сотрудник должен письменно уведомить работодателя, а работодатель, в свою очередь, в соответствии со статьями №379-380 ТК РФ, не может препятствовать ему;
  • обратиться в надзорные органы.

Обращение в трудовую инспекцию

Основной государственной организацией, занимающейся защитой трудящихся, является трудовая инспекция.

Согласно статье №356 ТК РФ, этот орган имеет право осуществлять такую деятельность, как:

  • принимать обращения граждан о нарушениях прав в трудовой сфере;
  • принимать меры по устранению нарушений, восстановлению прав граждан.
Заявление или жалоба в инспекцию является основанием для внеплановой проверки организации (статья №360 ТК РФ).

В инспекцию можно обратиться следующими способами:

  • в территориальное отделение лично, на горячую линию, на электронный адрес, почтой;
  • заполнить форму на портале.

В заявлении должны присутствовать такие данные, как:

  • наименование инспекции, куда подается обращение;
  • сведения об обращающемся: ФИО, адрес, контактные данные;
  • сведения об организации, в которой трудится обращающийся;
  • сведения о нарушенном трудовом договоре, правах и свободах;
  • просьба к инспекции, например, провести проверку;
  • подпись и дата.

Заявление должно быть рассмотрено в течение тридцати рабочих дней.

Государственные способы

Государство заинтересовано в соблюдении законности во всех сферах жизни граждан, уделяет оно и большое внимание охране трудовых прав работающих граждан. Государством обеспечиваются надзорные и контрольные функции в отношении соблюдения требований законов о труде, а также судебная охрана прав работающего человека.

Государственная инспекция труда

Глава 57 ТК подробно рассматривает функции государственного контроля, обеспечивающие возможность соблюдения законодательных норм о труде. Полномочия от имени государства здесь осуществляются государственной инспекцией труда. Обратиться в данную структуру за защитой попранных прав или, кроме этого, за объяснением разнообразных сложных нюансов трудового права разрешено для всех работающих.

Наиболее часто в трудовые инспекции поступают жалобы в следующих случаях:

  • сотруднику не представлена работа, оговоренная трудовым договором;
  • несвоевременная или не в полной мере выплата зарплаты, неправомерное перенесение сроков ее выдачи;
  • рабочее место сотрудника не соответствует установленным требованиям и нормам, включая определённым коллективным договором;
  • отказ в предоставлении времени для отдыха либо незаконное сокращение времени отдыха работников;
  • другие несоблюдения прав работающего населения.

За помощью в трудовую инспекцию могут также обратиться граждане, которые считают, что им необоснованно было отказано при приеме на работу.

Обращение обычно направляется письменно, в бумажном, реже в электронном виде. Желательно к жалобе доложить копии документов, которые подтвердят несоблюдение трудовых норм. Согласно действующим нормам сроков давности для направления жалобы в эту инспекцию нет.

Инспекторы обязаны принять меры по документированию достоверности фактов нарушения или же их опровергнуть.

По итогам проведенной проверки в случае выявления любых несоблюдений норм трудового права инспекторами могут быть приняты такие меры по восстановлению попранного права:

  • выдать нарушителю предписание с указанием требований к устранению нарушения;
  • составить в отношении виновного лица либо организации административный протокол;
  • приостановить деятельность организации;
  • отстранить от исполнения должностных обязанностей виновных лиц;
  • подготовить и направить материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Любые обращения граждан могут стать поводом для назначения внеплановых проверок организаций, в отношении которых поступают жалобы.

Судебные органы

Конечной инстанцией, ставящей точку в трудовом споре, считается суд.

Обращение работника за судебной защитой начинается с составления им искового заявления. Для этого важно собрать все документы, подтверждающие факты попрания трудового права. В это время возможно противодействие работодателя, который может постараться помешать сотруднику в сборе документов для доказательной базы. Подобные случаи бывают связаны с тем, чтобы затянуть подачу искового заявления в суд, пропустив, в конечном итоге, сроки подачи.

Если ситуация складывается подобным образом, следует письменно запросить нужные документы у работодателя. Во исполнение положений ст. 62 Трудового кодекса последний обязан выдать их в течение трёх дней.

Важно знать, что исковое заявление составляется по установленному образцу, в противном случае можно не рассчитывать на принятие подобного обращения. Желательно именно для составления данного обращения обратиться за помощью к юристу. К иску обязательно прикладываются копии имеющихся документов, которые подтвердят факты нарушения трудовых прав сотрудника.

Подаётся исковое обращение в суд по месту расположения организации, нарушающей нормы трудового права.

Срок подачи подобного иска – не позднее, чем через 3 мес. со дня попрания права работающего человека. В случае если уязвлены права, связанные с приёмом, восстановлением либо увольнением с работы, то данный срок ещё меньше – 1 месяц. Продлить эти сроки возможно лишь в том случае, если работник докажет, что они пропущены по уважительным причинам.

Нарушение прав работника одновременно является и нарушением норм законодательства в области трудовых отношений. Поэтому государство пресекает подобные нарушения, используя для этого дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность.

Для государственной власти защита прав работника, как видно из приведенной информации, является важной задачей, для решения которой привлекаются и государственные, и негосударственные организации, объединения. Важно то, что работник, если его права нарушены, может отстаивать их собственными силами, либо прибегнуть к помощи большого количества уполномоченных на это учреждений, союзов и т. д., в том числе международных. Данное обстоятельство позволяет в современных условиях защитить права работающего населения страны.

Защита трудовых прав профсоюзами

Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

  • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
  • представлять мнение по проектам таких актов;
  • принимать участие в согласовании с работодателями размеров оплаты труда, систем оплаты и норм труда;
  • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

  • участвуют в разработке государственных программ занятости;
  • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
  • оценивают действия работодателя при расторжении трудового договора по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
  • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.

Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы.

На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений.

Самостоятельная защита трудовых прав

Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.

Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.

Выделяют основные методы самостоятельной защиты:

  • отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;
  • отказ от выполнения опасной работы;
  • прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного отпуска и тому подобное);
  • приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.

Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.

Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Понятие государственного контроля (надзора) приведено в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 21 июля 2015 г.)«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В силу ст. 2 Закона под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений посредством организации и проведения проверок деятельности работодателя в сфере применения наемного труда, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Наряду с этим под государственным контролем (надзором) понимается также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Анализ содержания нормы-дефиниции, предусмотренной ст. 2 Закона, не позволяет провести четкие разграничения между двумя понятиями: «государственный надзор» и «государственный контроль». Это предопределено не столько единством целей и задач, одинаково присущих двум явлениям, сколько тем, что контроль является составляющей частью надзора. В отсутствие контроля надзор не может быть осуществлен. Результатом осуществления надзора является применение надзорными органами принудительных мер, направленных на пресечение, восстановление нарушенного права, привлечение виновных лиц к ответственности. Контроль завершается, как правило, доведением до сведения компетентных органов власти информации о выявленных нарушениях, требованием устранить выявленные нарушения, предложением по устранению причин, порождающих такие нарушения.

Контролирующие органы не наделены полномочиями применять принудительную силу государства к устранению правонарушения, его последствий. Такими полномочиями не обладают ни государственные, ни общественные органы контроля.

Подводя некий итог, можно отметить, что два понятия при всей их схожести не являются идентичными. Надзор отличается от контроля возможностью применения принудительной силы государства к правонарушителю. При этом надзор могут проводить только органы государственной власти (в пределах установленных полномочий), в то время как контроль может быть государственным и общественным в зависимости от субъектов, управомоченных его осуществлять.

Так, в силу ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.)«О специальной оценке условий труда» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом профсоюзный контроль за соблюдением требований данного Федерального закона осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством РФ о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.

В соответствии со ст. 370 ТК профессиональные союзы вправе осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений. Наряду с этим в силу ст. 353.1 ТК ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами РФ и ее субъектов.

При этом федеральный контроль (надзор) в зависимости от поставленных перед надзорными органами власти задач (сферы контроля) можно разделить на две большие группы:

  • контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности (осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти).

Среди видов контроля (надзора) можно выделить текущий и последующий. В основе данной классификации лежит его целевое назначение. Текущий надзор (контроль) осуществляется в целях выявления правонарушений и их пресечения, применения мер, направленных на устранение причин, вызывающих неправомерное поведение.

Последующий контроль (надзор) проводится в целях осуществления проверки за исполнением требований надзорных органов, выявивших нарушение.

В учебной литературе встречается разделение видов контроля (надзора) на четыре группы: предупредительный, предварительный, текущий, последующий. В основе данной классификации лежит также целевое назначение надзорно-контрольной деятельности уполномоченных органов власти. При этом предупредительный и предварительный контроль (надзор) преследуют практически одну и ту же цель — предотвращение правонарушения, в том числе «принятия локальных норм (условий труда), противоречащих трудовому законодательству».

Данная классификация представляется спорной, поскольку при разграничении видов контроля (надзора) наблюдается смешение надзорно-контрольной деятельности органов государственной власти и деятельности профсоюзов, не наделенных полномочиями осуществлять надзор. Схожая классификация разновидностей контроля и надзора предложена М. В. Пресняковым и С. Е. Чанновым, которые выделяют три основных вида надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. В основе данной классификации лежит время проведения мероприятий по его осуществлению. Приведенная классификация характерна для видов контроля, который осуществляется в том числе профсоюзами. Контроль, в том числе общественный, также может быть трех видов: предупредительный, текущий и последующий. В основе их разграничения лежит целевое назначение осуществления контроля. Если предупредительный контроль преследует цель не допустить (предотвратить) нарушение прав, свобод и законных интересов работников, то текущий и последовательный осуществляются в целях выявления правонарушения, принятия соответствующих мер, направленных на его устранение, а также последствий, вызванных правонарушением, либо осуществления проверки исполнения виновными лицами требований, выданных органами надзора и контроля по результатам проведенной ими проверки.

Для обеспечения контрольно-надзорной деятельности создана система государственных органов, наделенных специальными полномочиями по осуществлению того или иного вида надзора (контроля).

К ним относятся:

  • органы прокуратуры,
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъекта РФ.

При этом органы прокуратуры в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 13 июля 2015 г.)«О прокуратуре Российской Федерации» призваны осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Предметом надзора прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Кроме того, предметом надзора является также соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными выше органами и должностными лицами. Таким образом, прокуратура осуществляет надзор в том числе за деятельностью надзорных органов государственной власти, обеспечивая таким образом законность в этой области и реализацию прав, включая право на защиту подконтрольных (поднадзорных) субъектов.

К числу федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями осуществлять контроль (надзор) в сфере применения наемного труда, можно отнести две группы органов, призванных осуществлять надзор за:

  • безопасным ведением работ в отдельных сферах деятельности;
  • соблюдением трудового законодательства.

Среди них можно выделить Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, действующую в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 (в ред. от 17 января 2015 г.)«О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее — Постановление № 401). Она призвана осуществлять государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах и федеральный государственный энергетический надзор.

Данная служба одновременно является:

  • уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);
  • уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
  • органом государственного горного надзора;
  • органом федерального государственного энергетического надзора и органом федерального государственного строительного надзора.

В ее функции входит осуществление контроля и надзора за:

  • соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);
  • физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
  • соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • соблюдением требований безопасности в электроэнергетике;
  • безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
  • соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • соблюдением обязательных требований юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, осуществляющими деятельность по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);
  • проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.

Наряду с этим она осуществляет и определенные функции, которые связаны с контролем за отношениями в сфере труда в данной отрасли.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, выдает разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии, на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений, на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты; регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов; проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности; руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами; ведет реестры деклараций промышленной безопасности, заключений экспертизы промышленной безопасности; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Нельзя не сказать о федеральных государственных органах исполнительной власти, призванных осуществлять в силу ст. 368 ТК государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил. К ним относятся Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы; Федеральное медико-биологическое агентство и структурные подразделения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения в пределах своей компетенции.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 (ред. от 23 июля 2015 г.)«Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В целях осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор вправе пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Все перечисленные органы власти осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности.

Федеральным органом власти, призванным осуществлять надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является Федеральная инспекция труда (ст. 354 ТК). Наряду с ней созданы и работают органы исполнительной власти субъектов РФ, призванные осуществлять надзор и контроль в сфере труда. К их числу можно отнести, в частности, Департамент труда и занятости населения г. Москвы (далее — Департамент), который действует в соответствии с Положением о Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2012 г. № 33-ПП (ред. от 15 июля 2015 г.). Согласно п. 4.4 приведенного документа, Департамент осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных; обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан.

Органами, наделенными полномочиями осуществлять ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297–1 «О закрытом административном территориальном образовании» (в ред. от 13 июля 2015 г.) органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.)«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 21 июля 2015 г.)«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок. Они вправе вносить предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность.

Защита прав работников Федеральной инспекцией труда

Следует отметить, что среди федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере применения наемного труда, центральное место занимает Федеральная инспекция труда, которая представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, которым является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Структура Роструда предусматривает два вида территориальных органов: по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда, который имеет свою подсистему с учетом сложившихся направлений деятельности. Роструд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 (ред. от 11 апреля 2015 г.). Роструд осуществляет надзор и контроль в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения а также осуществляет функции по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Федеральная служба по труду и занятости действует непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы по государственному надзору и контролю состоят из двух подразделений: правового, связанного с надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства, и технического, ведающего вопросами охраны труда.

Основным направлением деятельности Федеральной службы по труду и занятости является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Наряду с этим она осуществляет государственный надзор и контроль в иных сферах, в частности за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Кроме того, она регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения; коллективные трудовые споры, возникающие по поводу соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Осуществление надзора за законностью в сфере применения трудового законодательства обеспечивается в том числе посредством проведения проверок должностными лицами государственной инспекции труда, которые наделены довольно широкими властными полномочиями. В частности, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства вправе беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лицместного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта (ст. 357 ТК).

По результатам проведенной проверки они вправе принять конкретные меры реагирования. В частности, они вправе:

  • предъявить работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • запретить использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не соответствующие установленным обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • возбудить и рассматривать дела об административных правонарушениях
  • предъявить организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Государственная инспекция труда вправе обратиться к третьим лицам, наделенным определенными полномочиями, с требованиями применить меры реагирования к нарушителям трудового законодательства. Например, она вправе направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к юридической ответственности.

Приказом Роструда от 26 июня 2013 г. № 140 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении функций по надзору и контролю в сфере занятости. Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Роструда 10 апреля 2006 г. № 60.

Решения, принятые государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы соответствующим руководителем по подчиненности, главным государственным инспектором труда РФ и (или) в суде. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы только в суде (ст. 361 ТК).

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется нормативными правовыми актами различной юридической силы. Среди них следует выделить международные правовые акты, например ратифицированную Конвенцию МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) и Протокол к ней 1995 г.215, в соответствии с которым Россия приняла на себя обязательство создать государственные инспекции труда, обеспечивающие соблюдение трудового законодательства и охраны труда на всех производственных объектах. Среди нормативных правовых актов, принятых на Федеральном уровне, в первую очередь следует отметить Трудовой кодекс РФ и КоАП РФ, который содержит нормы, регламентирующие порядок возбуждения и рассмотрения дел об административном правонарушении в сфере труда. Наряду с ними огромную роль играют федеральные законы от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 21 июля 2015 г.)«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.)«О специальной оценке условий труда». Наряду с этим при проведении мероприятий по осуществлению контроля (надзора) государственная инспекция труда, ее должностные лица обязаны руководствоваться целым рядом подзаконных актов, среди которых можно, например, назвать Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н. Указанный документ предусматривает общий порядок планирования надзорно-контрольных мероприятий, организации и проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований, а также порядок и формы контроля за исполнением государственной функции.

Немалое значение в деятельности государственной инспекции труда имеют рекомендации, разработанные Рострудом. Например, Методические рекомендации по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»216 содержат достаточно серьезные направления деятельности государственной инспекции труда, а также определенные методики проведения проверок.

В связи с введением в действие закона «О специальной оценке условий труда» утверждены приказом Роструда от 2 июня 2014 г. № 199 Рекомендации по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, которыми определены основные требования к проведению выездных и документарных проверок с учетом положений, предусмотренных Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (ред. от 20 января 2015 г.).

Проверки, проводимые государственной инспекцией труда в целях осуществления государственного надзора, бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденным органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодным планом. Ежегодные планы разрабатываются, утверждаются и размещаются в сети Интернет с соблюдением Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 (ред. от 27 декабря 2012 г.).

Основанием для проведения плановой проверки в соответствии с п. 2 Порядка формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей служит истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в установленных законом случаях.

Основанием проведения внеплановой проверки служат истечение срока исполнения работодателем выданного предписания об устранении выявленного правонарушения или поступление в федеральную инспекцию труда обращения, заявления граждан, информации от органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства.

Обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК также служат основанием для проведения внеплановой проверки. Самостоятельным основанием проведения внеплановой проверки может быть приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки. Такой приказ может быть издан в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокурора. По общему правилу проведение проверки осуществляется по согласованию с органами прокуратуры и с предварительным уведомлением об этом лица, в отношении которого проводится проверка.

Исключение составляют случаи проведения внеплановой выездной проверки на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также в случае получения информации о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников. В этих случаях предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой, указанному не допускается. При этом согласование с органами прокуратуры не требуется. В данном случае они подлежат извещению в установленном порядке.

При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК). Реализация государственным инспектором труда права на осуществление надзорно-контрольной функции обеспечена установлением юридической ответственности лиц, препятствующих деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 17.7. КоАП РФ умышленное невыполнение законных требований государственного инспектора труда, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, служит основанием для наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Необходимо отметить, что государственные инспекторы труда, наделенные властными полномочиями, также несут юридическую ответственность в случае совершения противоправного поведения (действия или бездействия), в том числе административную.

Защита прав работников профессиональными союзами

Профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов как индивидуального, так и коллективного характера. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. (в ред. от 22 декабря 2014 г.)«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах), профсоюз, являясь добровольным общественным объединением граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Таким образом, функция профсоюзов представляется двуединой: представительской и защитной, осуществляемой, как правило, одновременно. Профсоюзы, представляя права, свободы и законные интересы своих членов, обеспечивают осуществление функции их защиты.

Следует отметить, что объектом защиты выступают права и законные интересы, среди которых необходимо выделить индивидуальные, коллективные права (законные интересы) и индивидуальные права (законные интересы) коллективного характера.

Так, участвуя в проведении проверки соблюдения трудовых прав конкретного работника, состоящего в профсоюзе на правах членства, выявляя нарушение его субъективного права и принимая меры к его восстановлению, профсоюз защищает право данного работника, которое является индивидуальным.

Осуществляя контроль за исполнением коллективного договора, профсоюз тем самым обеспечивает защиту коллективных прав. Проведение забастовки также может преследовать цель защиты коллективных интересов работников. При этом, проводя с работодателем консультации по вопросу установления (изменения) правил поведения локальными нормативными актами, например системы оплаты труда, профсоюз осуществляет защиту интересов каждого работника (индивидуально). Однако такой интерес, который является по своей сути индивидуальным, носит коллективный характер в силу того, что касается всех работающих в организации. Требование профсоюза об устранении нарушений законодательства в области охраны труда направлено на защиту индивидуальных прав коллективного характера (право каждого работника и всех одновременно).

Необходимо отметить, что профсоюзы представляют и защищают в установленном порядке права и интересы не только своих членов, но и иных работников (независимо от их членства в профсоюзе).

Так, в силу ст. 11 Закона о профсоюзах права и интересы членов профсоюзов обеспечиваются путем представления и их защиты профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями и их органами исключительно по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Представление и защита коллективных прав и интересов работников осуществляются независимо от их членства в профсоюзе.

Осуществление профсоюзами защитной и представительской функции обеспечивается рядом правовых средств, среди которых прежде всего следует отметить их права, закрепленные в ТК и Законе о профсоюзах.

Так, в силу ст. 370 ТК профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Его особенность состоит в том, что оно одновременно является и обязанностью профсоюзов.

В целях осуществления защитной функции профсоюзы обеспечивают непрерывный (постоянный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза (ст. 19 Закона о профсоюзах).

Надо сказать, что в отличие от осуществляемого государственными органами власти надзора профсоюзы не могут применять к работодателю меры принуждения. Например, они не вправе приостановить работу организации, отдельных производственных подразделений и оборудования; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам работы. Они не вправе применять санкции к лицам, допускающим нарушение в области охраны труда, в процессе применения трудового законодательства.

Несмотря на это, российское законодательство предусматривает достаточные правовые средства, позволяющие профсоюзам полноценно осуществлять защитную функцию.

Так, профсоюзы имеют реальные возможности осуществлять действенный контроль за деятельностью работодателя в ходе применения наемного труда. Они вправе:

  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов.

В целях обеспечения реализации прав работников профсоюзы наделены такими правами, как:

  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Субъективное право профсоюзов требовать устранения выявленных нарушений обеспечено корреспондирующей обязанностью работодателя в недельный срок со дня получения такого требования сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах его рассмотрения и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК).

В ходе реализации своих полномочий профсоюзы, а также их инспекции труда взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти (его территориальными органами), уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции в установленной сфере деятельности.

Характерной чертой деятельности профсоюзов является то, что они всегда выступают в лице своих органов, обеспечивая защиту прав работников, членов профсоюза, осуществление представительской функции.

К числу органов профсоюза прежде всего следует отнести их выборные органы, созданные и действующие в организации в соответствии с учредительными документами профсоюза.

К ним можно отнести профсоюзные инспекции труда (правовые и технические), которые в соответствии с ч. 3 ст. 370 ТК вправе создавать профсоюзы. Правовые и технические инспекции труда профсоюзов действуют на основании положений, утверждаемых соответствующими профсоюзами. Наряду с ними профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды осуществляют, в частности, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, действующие в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке обладают довольно широким кругом полномочий. Для осуществления контрольной деятельности они имеют право:

  • беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, и проверять соблюдение требований охраны труда;
  • вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
  • участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе).

Они также уполномочены защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.

Работодатель, должностное лицо несут ответственность, предусмотренную ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ, в случае неустранения выявленных нарушений.

Наряду с контрольной функцией профсоюз осуществляет функцию представительскую, обеспечивая таким образом не только права и свободы работников, но и их законные интересы.

Представительские функции профсоюза, предусмотренные гл. 58 ТК, условно могут быть разделены на две группы:

  • представление интересов в ходе установления (изменения) условий труда в результате принятия работодателем локальных нормативных актов (внесения в них изменений);
  • представление интересов в ходе применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В первом случае (установление условий труда) защита законных интересов работников осуществляется двумя способами:

  • путем переговоров в целях достижения соглашения (взаимоприемлемого решения) в ходе определения условий коллективного договора, заключаемого между работниками и работодателем;
  • путем выработки мотивированного мнения относительно содержания локального нормативного акта, разработанного работодателем, которое подлежит учету в установленном законом порядке.

Исключение составляют случаи, предусмотренные коллективным договором (соглашением). В частности, в ряде случаев порядок принятия локальных нормативных актов предусматривает такую форму участия профсоюзов, как согласование условий, содержащихся в локальном нормативном акте.

Соглашением сторон, как правило, устанавливаются правила, предусмотренные коллективными договорами (соглашениями). Порядок заключения коллективного договора, соглашения предусмотрен гл. 6 ТК, трудовым законодательством.

Порядок учета мотивированного мнения при принятии локальных нормативных актов, состоящий из ряда этапов, предусмотрен ст. 372 ТК. Вся процедура состоит из этапов, сменяющих друг друга. Можно выделить следующие этапы.

Этап 1. Выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, получив проект локального нормативного акта (документ, которым вносятся изменения или дополнения в действующий локальный нормативный акт) вместе с обоснованием по нему, должен рассмотреть его в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его получения. На этом этапе профсоюзу необходимо проанализировать содержание представленного документа. Более того, необходимо оценить его не только с позиции соответствия его положений требованиям закона, но и главным образом с учетом интересов работников.

После этого необходимо выработать мотивированное мнение (сформулировать его) и принять его. Такое решение оформляется письменно и подлежит направлению в письменной форме работодателю.

Этап 2. Он является альтернативным, т. е. он может иметь место в одном случае — когда профсоюз выразил свое несогласие с актом в целом или в его части, а работодатель не согласился с мнением профсоюза. Если же профсоюз согласился с предложением работодателя либо работодатель согласился с мнением профсоюза, процедура учета мотивированного мнения сразу переходит к третьему этапу.

Второй этап заключается в проведении в течение трех рабочих дней дополнительных консультаций между профсоюзом и работодателем. Целью таких консультаций является выработка взаимоприемлемого решения по спорным вопросам. Результаты решений, принятых в ходе дополнительных консультаций, оформляются протоколом только по тем позициям, по которым не было достигнуто сторонами переговоров соглашения.

Этап 3. Реакция профсоюза на решение работодателя.

Работодатель по результатам дополнительных консультаций принимает решение, которое может быть различным по своему содержанию. Работодатель вправе:

  • принять локальный нормативный акт с учетом позиции профсоюза;
  • принять акт, не согласившись с мнением профсоюза;
  • отказаться от принятия локального нормативного акта.

В случае принятия локального нормативного акта без учета высказанных профсоюзом предложений выборный орган первичной профсоюзной организации вправе выбрать возможный вариант защиты прав и законных интересов работников:

  • обжаловать его в соответствующей государственной инспекции труда или в суде;
  • начать в установленном порядке процедуру коллективного трудового спора.

Во втором случае (применение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) профсоюз осуществляет представительскую функцию следующим образом:

  • формулируя мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК;
  • принимая решение по вопросу дачи (отказа в даче) предварительного согласия в случае увольнения по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ч. 1 ст. 81 ТК.

Процедура учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа также схожа с рассмотренной выше. Она также состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа об увольнении работника, являющегося членом профсоюза, и копий документов, послуживших основанием для него, рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное выборным органом первичной профсоюзной организации в семидневный срок, работодателем не учитывается.

Этап 2 (альтернативный) состоит в проведении в течение трех рабочих дней дополнительных консультаций с работодателем. Это происходит в случае, если профсоюз выразил несогласие с решением, предложенным работодателем. Результаты переговоров, проведенных в ходе дополнительных консультаций, оформляются протоколом.

Этап 3 зависит от поведения работодателя, который вправе при недостижении общего согласия по результатам консультаций по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов принять окончательное решение. Оно может быть любым: работодатель вправе согласиться с профсоюзом и отказаться от увольнения работника; либо принять решение, не согласившись с мнением профсоюза, и издать приказ о прекращении трудового договора. Такое решение профсоюз вправе обжаловать в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суде, а работодателя — обжаловать в суде предписание государственной инспекции труда.

Порядок предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае увольнения работников по инициативе работодателя по основаниям п. 2 и 3 ч. 1 ст. 81 ТК. Следует заметить, что длительное время порядок получения предварительного согласия на увольнение работника не был регламентирован законом. Это затрудняло осуществление работодателем права на увольнение работников, являющихся руководителями (заместителями) выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы. Более того, предварительное согласие предполагало недопустимость прекращения трудового договора с работниками в отсутствие решения вышестоящего органа профсоюза, в том числе когда такое решение либо не было направлено работодателю, либо не было принято вовсе.

Разработанный и утвержденный порядок получения предварительного согласия на увольнение работников предусмотрен ст. 374 ТК и подлежит применению в отношении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы при увольнении их по основаниям, предусмотренным законом. Следует отметить, что установленный порядок получения предварительного согласия на увольнение имеет определенные сходства с процедурой учета мотивированного мнения. Например, непредоставление соответствующим вышестоящим профсоюзом в установленный законом срок (семь рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа об увольнении и копий документов, послуживших основанием для его издания) предварительного согласия позволяет работодателю принять решение об увольнении такого работника в отсутствие решения вышестоящего органа.

Порядок предварительного согласия на увольнение отдельных категорий работников, перечисленных выше, также предусматривает три этапа:

  • первый этап — рассмотрение соответствующим профсоюзным органом обращения работодателя, выработки решения по этому вопросу, его оформление и направление работодателю (срок — семь рабочих дней);
  • второй этап — проведение в течение трех рабочих дней дополнительных консультаций с вышестоящим профсоюзом;
  • третий этап — обжалование решения работодателя об увольнении работника в суде.

При этом следует иметь в виду, что работодатель вправе принять решение об увольнении работника в двух случаях:

  • профсоюз дал согласие на увольнение;
  • профсоюз не представил своего решения в письменном виде в течение семи рабочих дней.

Отказ в даче согласия на увольнение такого работника не позволяет работодателю прекратить трудовые отношения. Однако данное решение может быть обжаловано в суде в установленном законом порядке.

Право создавать профсоюзы

Основание.

Зачем. Профсоюзы — это организации, которые могут защитить права и помочь добиться справедливости в вопросах по поводу работы. Профсоюз — это большой коллектив, и он может добиться защиты ваших прав быстрее, чем вы как отдельный человек. Профсоюзы могут получать информацию от госорганов, решать вопросы с трудоустройством, жильем, выплатами. Если нужно, повлияют на важные решения в организации, найдут выход в СМИ, организуют пикет или забастовку.

Как реализовать. Вступить в профсоюз может любой работник старше 14 лет. Для этого не нужно спрашивать разрешения работодателя. Иногда работодатели заставляют вступить в профсоюз — можете отказаться, это добровольно. Можно создать профсоюз внутри своей организации, но придется повозиться с уставом и регистрацией. Если у вас уже есть профсоюз, узнайте, как туда вступить и сколько придется платить членских взносов.

Право на коллективные переговоры

Основание.

Зачем. На работе бывают такие вопросы, которые касаются всех или большинства, а не только одного человека. Например, питание, перерывы, премии, проезд до работы, условия в офисе, охрана труда, гарантии и льготы. Если компания переехала в новый офис и до него можно добраться только на такси, можно поднять вопрос о компенсации этих расходов или организации автобуса для сотрудников. Если в офисе нет кухни для обедов, можно поднять вопрос о покупке микроволновки и кулера. А может, сотрудникам не нравится, как распределяют премии, — это тоже можно обсудить.

Как реализовать. Коллективные переговоры проводят не всем коллективом. Нужно выбрать комиссию из представителей или поручить это профсоюзу. По итогам переговоров заключают коллективный договор или вносят в него изменения. Если у вас на работе назрел вопрос, который важен не только вам, организуйте такие переговоры и добейтесь подходящих условий. Сами по себе они не изменятся.

Право на защиту своих интересов

Основание.

Зачем. Если вам не организовали безопасное рабочее место, задерживают зарплату, не дают отпуск, уволили без компенсации за отпуск или вообще не оформляют трудовой договор, можно смириться, а можно защитить свои права. Иногда нужно всего лишь продемонстрировать решительность — и зарплата тут же выплачивается, трудовая книжка возвращается с нужной записью, а договор подряда превращается в трудовой. Если не удалось, можно пойти дальше.

Как реализовать. Есть четыре основных способа защиты трудовых прав: самозащита, через профсоюз, трудовую инспекцию или суд. Лучше идти последовательно, но можно сразу обратиться в суд. Самозащита — это в том числе и когда вы не выполняете незаконные требования. Например, вас просят выйти из отпуска раньше или заставляют подписать фиктивную отчетность, а вы этого не делаете: имеете право.Если обратиться в трудовую инспекцию, это грозит работодателю проверкой и, возможно, штрафом. При обращении в суд госпошлину платить не надо.

Источники

  • https://prozakon.guru/trudovoe/zashhita-prav-rabotnikov.html
  • https://101million.com/personal/prava-i-obyazannosti-storon/samozashhita.html
  • https://trudinsp.ru/zashhita-prav-rabotnikov.html
  • https://zakonguru.com/zpp/trudovaya-inspekciya.html
  • https://provolochek.ru/trudovoe-pravo/sposoby-zashhity-trudovyh-prav-rabotnikov.html
  • https://iskiplus.ru/zashhita-trudovyx-prav/
  • https://be5.biz/pravo/t006/17.html
  • https://journal.tinkoff.ru/prava/rabota/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: